Казахстан скоро останется без воды: кто виноват - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан скоро останется без воды: кто виноват

Казахстан скоро останется без воды: кто виноват

Почему никто из больших чиновников не спалился на водной проблеме

  • 17 Ноября 2022
  • 36309
Фото - Caravan.kz

В Астане грянул дефицит воды. В выходные в многоэтажках Левобережья, когда граждане начинают уборку-стирку-готовку (особенно на верхних этажах), струя из крана висит тоненькой соплёй. Чиновники не предполагали, что население столицы к концу 2022 года достигнет почти 1,3 миллиона жителей? А еще они не замечали, что во многих городах республики водообеспечение стало проблемой?

О том, что главный город страны начнет испытывать жажду, гидроинженеры, гидрогеологи и независимые эксперты предупреждали еще в 2003-2004 годах. По данным гидроразведки, рядом с Астаной есть большие запасы воды. Но этим цифрам уже много лет. А вода всегда дырочку найдет. И никто сегодня не даст гарантий, что после масштабного строительства столицы она не убежала куда-то в сторону.

Справка «Каравана»

На конец 2015 года ежесуточное потребление составляло порядка 8 млрд тонн. По данным ООН, за последние 50 лет обеспечение Центральной Азии водой уменьшилось в 3,5 раза. Если в Казахстане не будут приняты кардинальные меры, сказано в докладе ООН, то к 2050 году водообеспечение страны снизится в три раза. По прогнозам Всемирного банка, водосток упадет с 98-97 кубокилометров в год до 76. Это означает, что дефицит воды в стране уже через 8 лет составит около 15 %.

Как в воду глядели

Чиновники из акимата уже ссылаются на нехватку «мощностей по производству питьевой воды, насосного оборудования» и «неправильно проведенные пусконаладочные работы». Хотя еще в 2012 году гидростроитель Михаил Головин говорил, что столице нужны минимум две-три насосные станции и пара фильтровальных, «потому что население будет расти быстрее, чем ожидается». Не прислушались к эксперту…

Да, была программа «Питьевая вода» на 2002-2010 годы стоимостью почти 300 млрд тенге. Успешно провалилась. Чиновники в регионах ее быстро разворовали. Потом была программа «Ак булак» – на 2011-2020 годы. Ее постигла та же участь. Результат? Десятки уголовных дел. Но из приговоров живительную влагу не выжмешь же?

В интервью «Каравану» осенью 2019 года ученый и гидроинженер Дмитрий Каримов сказал, что дефицит воды «будет тормозить развитие промышленности и сельского хозяйства в ряде регионов страны, прежде всего на западе и юге республики. Нужен новый водный кодекс, причем с учетом нарастающих проблем: реки усыхают, ледники тают, почвы деградируют. Мы уже опоздали лет на 8-10».

В июле этого года он сказал, что программа управления водными ресурсами на 2020-2030 годы «изобилует прежними ошибками. В конце 90-х-начале нулевых поверхностные водные ресурсы составляли около 100 кубокилометров в год. Сейчас уже меньше 90. Такие артерии, как Урал, Или, Кигач, Есиль и другие поменьше показывают быстрое обмеление, заиливание, зарастают камышом. В правительстве не понимают, чем может закончиться этот сценарий?»

Поздние решения всегда стоят дороже

В начале 2020 года  на заседании правительства рассмотрели концепцию проекта программы управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы. Тогдашний министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев заявил, что «будет построено 26 новых гидротехнических сооружений, реконструировано 182 и 300 коммунальных». А еще «новые ирригационные системы для увеличения площади орошаемых земель с 1,7 до 3 млн га… Увеличена протяженность облицованных магистральных и распределительных каналов с 3423 км до 19 тыс. км. Материально-техническое оснащение бассейновых инспекций будет повышено до 100 % обеспеченности». Также Магзум Маратович пообещал оцифровать все водное хозяйство Казахстана и внедрить проект «Smart water» (умная вода).

Долго искал на сайтах министерств, что сделано из заявленного. Раз начало положено, то конца не избежать? Но никаких официальных данных не нашел. На что деньги опять потратили? Нет информации.

Прошлогодняя жара в стране, по информации «Казгидромета», была на 1-6 градусов выше нормы, особенно в южных и западных регионах республики, достигая 39-46 градусов. Падеж скота из-за нехватки воды и выгоревших естественных пастбищ исчислялся тысячами – фермеры волками выли. При этом «август 2021 года по температурному режиму повторил сценарий 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 годов». Вечерний душ в столице Казахстана стал роскошью, а не обыденной процедурой

Минсельхоз, Минэкономики, Минэкологии и другие ведомства были не в курсе надвигающейся засухи? Их же предупреждали! Причем по каждой области акиматы персонально. Что сделано? Ну, ответ понятен. Сколько лет прошло – акиматы по дефициту воды в своих регионах почти ничего не сделали. Отчасти их можно понять: своих денег нет, а от Астаны пока дождешься…

Справка «Каравана»

В начале мая премьер-министр Алихан Смаилов поручил правительству до конца текущего года обеспечить население страны питьевой водой в селах на уровне 94,7 %, в городах на 98,5 %. А к концу 2025 года – на 100 %.

До конца года осталось чуть больше месяца. Данных, как выполнено это поручение, на официальных сайтах я не нашел.

Дождались? Наливайте!

Год назад комитет по водным ресурсам Минэкологии наконец-то презентовал новый проект концепции развития системы управления водными ресурсами страны на 2021-2025 годы. Документ утвержден на этой неделе. Небезупречен. Но там прописаны очень правильные вещи. Проблема в том: чтобы реализовать все указанное там, нужны очень большие деньги. И еще специалисты, которых в этой отрасли катастрофически не хватает.

Например, в концепции сказано, что в 2021-2025 годах будет проведена «оценка ресурсов поверхностных вод с учетом изменения климата и антропогенных нагрузок». Во-первых, кто будет проводить, если специалистов не хватает? Может, именно поэтому обозначены такие сроки? Министр экологии Сериккали Брекешев заявил год назад, что в рамках проекта «Жасыл Казахстан» до 2025 года в шести областях построят девять водохранилищ. Всего за 1,7 млрд тенге? А откуда материал, то есть воду, черпать станут? Во-вторых, запланирована «разработка потенциальных направлений межбассейновых трасс переброски речного стока и подземных вод – в 2024 году». По словам Дмитрия Каримова, «для этого нужны новые данные по разведанным запасам – глубине залегания, запасам, качеству, вероятным объемам потребления с учетом аппетитов промышленных предприятий, сельского хозяйства и рядовых граждан, особенно дачников».

В-третьих, Дмитрия Каримова смутили в концепции три пункта: создание научного центра по проблемам водных ресурсов и водного хозяйства до конца этого года, разработка нового водного Кодекса в 2023 году и создание информационной системы оценки ресурсов речного стока с применением технологии компьютерного моделирования в 2025 году.

— Я не вижу, кто сегодня может работать в этом научном центре. Такие же пенсионеры, как я? Молодые кадры? А насколько объективные и свежие данные им предоставят для честной оценки ситуации? Какие проектные, научно-исследовательские и конструкторские работы? Иностранцев приглашать? Новый водный кодекс? В Германии, Китае, Канаде, Италии есть такие документы. Они уже 50-60 лет работают. Там жестко все нормы прописали. Нарушил – тюрьма!

— Дмитрий Аметович, вы дачник. Вас не пугает, что в концепции предусмотрено значительное повышение тарифов на воду? Это же и вас касается.

— Тут важно, кто и где будет считать. В разных областях ситуации с водообеспечением по-разному выглядят. При этом нет четкого анализа и реальных цифр, кто и сколько потребляет воды. Ни по промышленным предприятиям, ни по сельскому хозяйству нет нормальной статистики. Допустим, мне, дачнику, поднимут тариф на воду в три раза. Я перестану выращивать у себя на даче помидоры, огурцы, капусту и картошку. Перестану обеспечивать внуков экологически чистыми продуктами. Кто от этого выиграет при росте цен на продукты питания? Министры экологии и сельского хозяйства? Налоговики? Может, сначала надо посмотреть, кто виноват в провале водных программ? Почему перестали организовывать экспедиции по разведке и уточнению водных ресурсов? Почему и по чьей вине до сих пор не внедрены водосберегающие технологии? Почему тарифы на воду растут, а коммуникации продолжают ржаветь и гнить? Была же концепция «Тарифы в обмен на инвестиции»? Тарифы подняли, а куда делись деньги для ремонта водопроводов и каналов? В карманы монополистов? Блин, что-то много я наговорил…

Бумажные реки, словесные берега

В начале мая премьер-министр Алихан Смаилов поручил акиматам регионов «в ускоренном порядке актуализировать комплексные планы водоснабжения, а по аварийным водопроводам принять незамедлительные меры по их ремонту». Этот посыл был адресован Туркестанской, Западно-Казахстанской, Жамбылской и Карагандинской областям.

Кончается ноябрь. На сайтах указанных акиматов ни буквы, ни запятой – что сделано в рамках этого поручения.

Этим летом в парламенте обсуждали проблему дефицита воды в стране. В том числе неравномерное распределение водных ресурсов по территории республики, зависимость регионов от стоков соседей, изношенность гидротехнических сооружений, слабую работу Министерства экологии, геологии и природных ресурсов в той сфере. Министр Брекешев нехотя признался, что «по итогам наблюдений за 2021 год качество воды в 32 водных объектах отнесено к плохому классу, а в 28 водных объектах к наихудшему классу. Ухудшение качества воды является первоочередной проблемой для Балкаш-Алакольского, Арало-Сырдарьинского, Ертисского и Тобыл-Торгайского бассейнов, которые подвержены существенному техногенному загрязнению. Дальнейшее ухудшение качества воды и рост нагрузки на водные ресурсы может привести к неизбежному разрушению равновесия экосистемы в этих бассейнах», — сказал Сериккали Амангалиевич.

Прошло полгода. Принята хоть какая-никакая, но концепция управления водными ресурсами. Нового Водного кодекса нет.

Если верить «Казгидромету», лето-2023 тоже будет жарким.