В Астане с официальным визитом побывал государственный секретарь США Энтони Блинкен. У него прошла встреча с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, после чего состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии и США в формате С5+1.
Для начала давайте взглянем на те моменты, которые были обозначены в ходе встречи Токаева и Блинкена:
— Президент Казахстана назвал визит особенно важным с точки зрения придания дополнительного импульса построению стратегического сотрудничества;
— Токаев отметил хорошие и надежные долгосрочные партнерские отношения между Казахстаном и США в комплексе разных областей и заявил о готовности к дальнейшему развитию сотрудничества;
— Выразил признательность за постоянную и твердую поддержку США нашей независимости, территориальной целостности и суверенитета;
— Отметил, что США являются одним из крупнейших инвесторов Казахстана с общим объемом инвестиции более $62 млрд;
— Поприветствовал усилия США по расширению сотрудничества в формате С5+1, отметив важность проведения встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии и США в Астане;
— Блинкен поблагодарил Токаева за гостеприимство и передал теплые слова приветствия от Байдена, а также дал высокую оценку политическим и экономическим преобразованиям в Казахстане.
Теперь, что касается диалога нашего министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди с американским госсекретарем – на ней глава МИД заявил, что Казахстан попал в сложную ситуацию из-за санкций.
«Казахстан имеет исторические связи как с Россией, так и с Украиной. Наши экономики, действительно, взаимосвязаны вот уже длительное время; и именно по этой причине эта ситуация является очень сложной для нас, для нашей экономики. У нас нет ни одной компании, ни одного сектора, которые находились бы под вторичными санкциями.
Мы пытаемся избежать негативных воздействий санкций. Казахстан является членом Евразийского союза, и у нас нет каких-либо таможенных границ между Казахстаном, Россией и другими членами данного союза. Именно поэтому бывает очень сложно управлять процессами свободной торговли, товарами и услугами между нашими границами. Но в то же самое время мы пытаемся избежать каких-либо возможностей уклонения от санкций российскими или же прочими иностранными компаниями», — обозначил Тлеуберди.
Блинкен в свою очередь заявил о том, что Штаты работают над тем, чтобы стать «непоколебимым партнером» для стран Центральной Азии. По его словам, Америка поддерживает территориальную целостность, помогает различными способами развивать свои собственные потенциалы для роста экономического развития и для устойчивости развития общества.
«Украина показывает собственную устойчивость и жизнестойкость перед лицом российской агрессии. Не только военнослужащие, но и само общество демонстрирует жизнестойкость, которая помогает им противостоять России. Это организации, которые являются частью гражданского общества, свободной прессы. Именно поэтому они противостоят российской агрессии. Наши партнеры помогают в регионе построить жизнестойкое общество, которое может помочь людям определять свое общество и работать вместе с США, чтобы противостоять общим угрозам, вызовам. И это создает такой регион, который сможет иметь такие возможности, которые помогут им сохранять свою независимость и территориальную целостность», — отметил американский политик.
Отдельное внимание можно уделить публикациям некоторых российских СМИ, которые достаточно остро отреагировали на визит Блинкена в Астану:
В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы вместе с экспертами попытались подвести итоги прошедшим мероприятиям, оценить их значимость в контексте международной повестки с учетом сегодняшних вызовов и реалий, а также прошлись по реакциям российским СМИ на эту тему.
«Такой визит по определению не может быть заурядным событием, — обозначил политолог Замир Каражанов. — На это указывает как статус США, – ведущей экономической, торговой и военной державы мира, – так и дипломатический ранг госсекретаря США Энтони Блинкена. Если говорить конкретно о прошедшем в Астане мероприятии, то это далеко не первая министерская встреча в центральноазиатском регионе в формате «С5+1». Традиция была заложена в 2015 году в Вашингтоне. С тех пор встречи глав внешнеполитических ведомств проходят на регулярной основе. Тогда же в 2015 году были определены основные темы для будущих дискуссий. Это вопросы развития региональной экономики и укрепления безопасности, а также сотрудничество стран в гуманитарной сфере. Формат «С5+1» не предусматривает обсуждение глобальных вопросов. В повестке встречи значатся сугубо региональные проблемы. Москва не планирует втягивать Казахстан в конфликт с Западом, но была бы расстроена введением санкций от своего союзника — эксперт
Текущая встреча проходит в непростой обстановке, когда рост геополитической напряженности сгенерировал риски. С некоторыми из них столкнулись центральноазиатские государства. Можно выделить два вызова для наших стран. Первый из них касается разрыва логистических цепочек. Центральноазиатские республики не имеют выхода к морю, в то время как украинский кризис ограничивает транзитно-экспортный грузопоток. В связи с этим ребром встал вопрос о диверсификации транспортных коридоров в нашем регионе. Реализация инфраструктурных проектов, как правило, требует большого объема финансирования. Поэтому государства региона хотят рассчитывать на поддержку США в этом вопросе. Тем более, что речь идет о транспортной связанности стран Центральной Азии, что отвечает интересам укрепления регионального сотрудничества. Формально позиции пяти стран и США совпадают. Не менее актуальным вопросом является действие санкций против России. Для стран Центральной Азии важно, чтобы они не «травмировали» местные экономики и товарооборот с традиционным партнером, коим является северный сосед. Затрагивался ли вопрос на состоявшейся встрече, трудно сказать. Скорее всего, позиция региона озвучивалась, чтобы в будущем санкции учли его интерес. Например, прекрасно известно, что экспорт нефти в Европу следует через российскую трубопроводную систему. Если действующий механизм транзита энергоносителей попадет под санкционные ограничения, то это негативно повлияет на экономическое положение как Казахстана, так и его соседей по Центральной Азии. Как говорится: война войной, а обед по расписанию.
Казахстан неоднократно назывался стратегическим партнером США в Центральной Азии, такой статус уже говорит о высоком уровне доверия, который сложился между Вашингтоном и Астаной. Кроме того, казахстанско-американские отношения всегда строились на прагматичной основе, включали в себя сотрудничество в экономической, энергетической, инвестиционной, гуманитарной сферах.
Непосредственно встреча «С5+1» делится на две части: на официальную и неофициальную. В рамках первой части дается оценка отношениям пяти стран и США. Поэтому гораздо интереснее неофициальная часть, где стороны обсуждают текущие проблемы и пути их решения, а также региональная повестка дня. Однако эта часть встречи «С5+1» проходит за закрытыми дверями, и детали переговоров остаются неизвестны для широкой публики. Как уже говорилось, формат «C5+1» предполагает обсуждение вопросов развития региональной экономики, притока инвестиций, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, сотрудничество в сфере образования и науки. Естественно, что каждое из направлений для стран Центральной Азии носит актуальный характер.
Риторика российских СМИ иногда напоминает истерику, где за каждым визитом высокопоставленного чиновника США в наш регион видят будущее ухудшение отношений с Москвой. Формат «С5+1» не предполагает обсуждения отношений государств Центральной Азии с Россией. На ней внимание сосредоточено на укреплении регионального сотрудничества в Центральной Азии. Роль США сводится к тому, чтобы способствовать этому процессу. Видимо, российские СМИ либо плохо знакомы с характером подписанных центральноазиатскими странами с РФ договоров, либо вообще не знакомы с их текстом. Большинство документов содержат статью о том, что наши государства не будут наносить ущерб интересам друг друга. Какие бы переговоры страны Центральной Азии ни вели с США, данный пункт учитывается. Обращает на себя внимание и тот момент, что российские СМИ игнорируют еще и договорную базу, которая сложилась за 30 лет. Это правовой фундамент, который определяет характер взаимоотношений с РФ. За эти 30 лет не было случая, чтобы отношения между Россией и странами Центральной Азии омрачились или был нанесён ущерб интересам РФ. Это вопиющая некомпетентность российских СМИ, которые берутся освещать вопросы внешней политики, но судят о ней по редким визитам чиновников США в наш регион или по «маркерам», которые никаким образом не влияют на характер отношений с РФ».
Эксперт по Центральной Азии и директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков считает, что визит госсекретаря Белого дома обусловлен тем, что США решили обозначить свои ключевые позиции по сотрудничеству с регионом в 2023-м.
«Наверняка прозвучали важные моменты и в переговорах с Токаевым, и на встрече с министрами иностранных дел, которые будут знаковыми для взаимодействия Штатов и центральноазиатского региона на протяжении этого года.
Надо учитывать и то обстоятельство, что состояние «холодной войны», в котором находятся Россия и США, – примерно такая же ситуация, но в более мягкой форме, складывается между Вашингтоном и Пекином. И Россия, и Китай играют стратегическую роль в Центральной Азии, и наверняка американский госсекретарь связывал свои переговоры, которые продолжатся в Ташкенте, с этим важным обстоятельством. И риторика Блинкена во многом выстраивалась из того противостояния, что складывается между США, Китаем и Россией.
Неслучайно Блинкен заявил, что США стремится к непоколебимым позициям в Центральной Азии. Это в целом говорит о том, что Америка не собирается ослаблять своих позиций в регионе и будет стремиться не просто сотрудничать, а отстаивать свои интересы в первую очередь. И даже готова прибегнуть к различным мерам – возможно, радикального характера. Не военным, конечно, но давление на присутствие и России, и Китая будет оказываться. Также неслучайно журналисты и эксперты заметили, что основная часть переговоров осталась за кадром, как и ожидалось. Наверняка Блинкен привез весомый портфель финансовых предложений, чтобы таким образом продемонстрировать возможности США в инвестиционном плане, что Америка может предложить не меньше, чем Китай. Хотя если сопоставить цифры, то Поднебесная все же лидирует.
Еще одна важная тема, которая вскользь комментировалась в итоговой конференции – санкции. Это, пожалуй, один из тех козырей, который Вашингтон в течение всего 2023 года будет держать в рукаве и таким образом ставить условия перед Астаной, что если будут предприняты шаги, удаляющиеся от Америки, то Штаты попытаются применить вторичные санкции. Мне кажется, эта тема витала в воздухе. Других аргументов каким-то образом радикально повлиять на нейтральные позиции стран ЦА по отношению к конфликту между Россией и Украиной у США, видимо, нет – санкционная политика будет одним из инструментов давления и на власти, и на элиты наших стран. Потому что, безусловно, Америку не устраивают те торговые экономические показатели, которые побили все рекорды в 2022 году по сотрудничеству ЦА с Россией. И здесь речь идет в первую очередь о наращивании экспортных поставок. Проще говоря, часть этих поставок и есть тот самый пресловутый параллельный импорт, благодаря которому РФ решает важные вопросы в обеспечении товарной продукции широкого ассортимента. Поэтому США сегодня заинтересованы в том, чтобы наращивать экономическое сотрудничество. Понятно, если будут совместные проекты глобального характера по части сотрудничества между США и Казахстаном, то эта продукция уже не попадет на рынки России. В то же время эта продукция должна попадать на рынки США и Европы. А нужна она там или нет – это большой вопрос. Здесь есть и политические планы ограничений, но в то же время есть и те экономические реалии, от которых никуда не уйти.
Санкции, конечно, звучат угрожающе, но надо смотреть, какую альтернативу предложит Запад. Просто накладывать санкции, как на Россию, Вашингтон не будет, он не хочет терять сотрудничества с регионом.
Также немаловажен и вопрос безопасности. США проиграли свою позицию в Афганистане. Но что они могут предложить ЦА для противостояния тем процессам, что идут со стороны Афганистана, – сказать сложно. Военная помощь завязана на Украине, предлагать деньги – вряд ли Америка будет просто так их давать. Так что все-таки этот визит носил прежде всего показательный характер для Пекина и Москвы – что США держат руку на пульсе сотрудничества с ЦА.
Что касается реакции СМИ. Есть риторика медийная – жесточайшая реакция российских СМИ на такие проявления дружбы со стороны Вашингтона и отдельных политиков. Но есть реалии, которые понимает и американская сторона, что Казахстан и Россию связывает обширная граница, историческое прошлое и наращенное за годы независимости экономическое сотрудничество, которые невозможно разорвать. Поставить стену и изолировать РК от РФ? Это невозможно. Америка будет играть в своем поле – предлагать свои условия, чтобы вытеснить и Россию, и Китай, но при этому будет действовать очень осторожно, чтобы поддержать свой имидж и сохранить сотрудничество. Тема санкций, повторюсь, это козырь в рукаве той руки, которой Америка будет размахивать в течение 2023 года», — поделился мнением кыргызский политолог.
«Как и ожидалось, Блинкен на переговорах строит образ США как «непоколебимого союзника» региона, — обратил внимание политолог Ислам Кураев. — Транслируются традиционные для американской политики месседжи о взаимовыгоде, решении глобальных задач под эгидой Штатов и т.д.
Вместе с тем можно чётко увидеть, что такая «непоколебимая дружба» направлена на Россию лишь отчасти. Да, госсекретарь не мог проигнорировать вопрос российско-украинского конфликта, однако ему уделено очень посредственное внимание.
В условиях, когда позиции РФ в регионе ослабли, страны Центральной Азии, исторически находившиеся под влиянием северного соседа, может перехватить Поднебесная. Участившиеся визиты совершаются с целью не допустить чрезмерного усиления Китая и занять место России в регионе (как главного экономического, политического партнера). Позиции казахстанцев по войне в Украине не только укоренились, но и радикализировались – эксперт
Планы у США, разумеется, амбициозные, однако они идут вразрез с интересами Казахстана и иных стран. Причина проста – США слишком далеко. Хоть американцы и вкачивают деньги в различные программы (USAid и кучу других фондов), культивируя гражданское общество «западного образца», это не идет в сравнение с масштабными экономическими инициативами Китая: «Экономический пояс Шелкового пути», «Нурлы жол», новые инвестиции куда только можно. Очевидно, что для Казахстана китайский пряник гораздо лучше.
Если говорить о России, то ее влияние продолжит ослабевать в ближайшем будущем (Украина и внутренний кризис) и будет подпитывать борьбу США и Китая за регион, которая, пока что, принимает формат аттракциона невиданной щедрости».
В преддверии визита Блинкена политолог Газиз Абишев в своем Telegram-канале вспомнил, что год назад госсекретарь США Блинкен провел встречу с коллегами из стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) в онлайн-формате, а в этом году решил лично побывать в Астане. Как отметил эксперт еще до прилета Блинкена, есть конспирологические предположения, что глава американской дипломатии летит сообщать центральноазиатским союзникам/партнерам России, что же все-таки коллективный Запад решил делать с Путиным. И по некоторым аспектам будет ставить вопрос ребром.
«Блинкен будет вновь проговаривать поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности ЦА, подразумевая, что государствам региона не обязательно идти в фарватерах Москвы и Пекина. Особенно по украинскому вопросу. Более того, излишнее рвение в поддержке РФ и Китая может сказаться на отношениях с США (не обязательно прямо, но между строк – скорее всего).
Для Казахстана важно несколько моментов:
— Америка как дополнительный гарант безопасности. Гаранты лишними не бывают;
— Вашингтон как основной источник международных экономических санкций. Которые, будучи примененными к России, влияют и на Казахстан. Хотелось бы, чтобы поменьше влияли.
— американское давление и бряцание возможными санкциями как аргумент для Москвы по поводу сохранения нейтралитета в её войне в Украине;
— США как источник международных инвестиций, в которых нуждается казахстанская экономика, в очередной раз ставящая перед собой задачу запустить наконец-таки индустриально-технологическую перестройку.
Не исключено, что после отъезда Блинкена либо казахстанские дипломаты засобираются в Пекин и Москву, либо российские и китайские дипломаты демонстративно прилетят в Астану. Официальные телефонные переговоры между высокопоставленными чиновниками — в обязательном порядке. Кстати сказать, Астана – не единственный пункт назначения в регионе для Блинкена. Из казахстанской столицы он отправился с визитом в Ташкент», — пишет политический обозреватель.
Также, по мнению Абишева, на фоне визита госсекретаря США в Казахстан возникает вопрос: а может ли Казахстан в какой-то момент под давлением занять-таки какую-то сторону в противостоянии Запада и России на фоне российско-украинской войны?
«Тут представляется актуальной следующая логика. Если Казахстан определится и раньше времени примет чью-то сторону, то те, чью сторону он примет, по большому счёту, могут не оценить жеста, воспримут как должное, сам решил — сам неси бремя ответственности. А вот противная сторона запомнит надолго и будет долго и больно мстить.
Если же Казахстан будет до последнего сохранять хирургический нейтралитет, обосновывая национальными интересами, то ещё долго ни у одной из сторон не будет мотивации переходить красную черту. И если какая-то из сторон, в стремлении вывести его из равновесия, нанесёт первый удар, то у Казахстана будет имидж жертвы, стремившейся не допустить вовлечения себя в глобальный конфликт. Китай, Индия, Турция, арабский мир и противоположная нанёсшей удар сторона проявят активное сочувствие миролюбивой Астане», — резюмировал эксперт.