Bloomberg сообщил об обнаруженном в прошлом месяце над Казахстаном огромном облаке метана. Облако, по данным издания, наблюдалось примерно в 100 километрах к западу от Алматы 24 июля. Согласно оценке геоаналитической компании Kayrros SAS, уровень выбросов составил более 200 тонн метана в час, передает Caravan.kz.
Спутниковое обнаружение следов метана показало серьезное влияние на климат от ископаемого топлива, которое считается мостом для перехода к возобновляемым источникам энергии по мере декарбонизации мира. Однако анализ был основан на одном спутниковом наблюдении, снятом аппаратом Европейского космического агентства, который проходил над Казахстаном в июле.
Зарубежные источники отмечают, что облако наблюдалось примерно в 100 километрах к западу от крупнейшего казахстанского города Алматы и, согласно оценке геологов, имело скорость выбросов более 200 тонн метана в час. Это количество парниковых газов будет иметь примерно такое же воздействие на потепление климата, как годовой объем выбросов 10 тысяч автомобилей. Смертельный смог, засуха и угроза голода: о каких экологических проблемах Казахстана чаще всего пишут в западных СМИ
Метан является основным компонентом природного газа и вторым по величине фактором потепления планеты после углекислого газа. Сейчас уровень парниковых газов в атмосфере быстро растет отчасти из-за повышения нефтегазовой активности во всем мире, а резкое сокращение выбросов метана считается одним из самых дешевых и простых способов замедлить глобальное потепление.
При этом многочисленные исследования показывают, что выбросы этого углеводорода от нефтегазовой отрасли часто выше, чем сообщают операторы. Ежегодные выбросы метана среди компаний из данного сектора составляют 72 миллиона тонн, из которых от 7 до 14 миллионов тонн приходится на отечественных операторов. В Китае в начале года было создано объединение представителей сектора, преследующее цель снизить выбросы метана, а недавно нечто подобное предлагалось организовать и в рамках России.
В прошлом году на фоне пандемии добыча природного газа в мире снизилась на 3,5 процента и составила 3,9 миллиарда кубометров. Аналитики прогнозируют, что восстановление отрасли произойдет уже в следующем году, а к 2040 году добыча газа увеличится на 24 процента. Ожидается, что опережающими темпами добыча будет расти в США, России и на Ближнем Востоке.
По мнению экспертов, доля природного газа в мировом энергобалансе к концу следующего десятилетия увеличится до 25 процентов при среднегодовых темпах роста в 2 процента. Подобные показатели обусловлены тем, что газ считается наиболее экологичным вариантом среди ископаемого топлива и придет на смену углю и атомной энергии.
Но дабы более подробно разобраться в этой теме, мы решили выслушать экспертное мнение. Наши собеседники рассказали, почему метан — это недооцененный парниковый газ и как его выбросы отслеживают ученые, а также о том, чем может закончиться история с обвинениями в адрес Казахстана.
Казахстанский независимый специалист и разработчик химических проектов Арсен Карасаев (имя и фамилия изменены по просьбе собеседника. – Прим. ред.) в разговоре с нашим корреспондентом отметил, что метан куда более опасен для экологии, чем углекислый газ. Потенциал его воздействия на глобальное потепление в 80 раз выше, чем у углекислого газа: одна тонна метана эквивалентна 80 тоннам СО2.
— Расскажите о главных источниках выбросов метана.
— Главными источниками выбросов метана являются нефтегазовая отрасль, сельскохозяйственные предприятия, мусорные свалки, а также таяние ледников, вечной мерзлоты. Каждый год в мире сельхозпредприятия выбрасывают в атмосферу около 145 миллионов тонн метана, нефтегазовый сектор — 72 миллиона тонн, отходы и свалки — 68 миллионов тонн, еще 41 миллион тонн производится в результате добычи угля и 26 миллионов тонн при сжигании биомассы.
Кроме того, как я сказал ранее, миллиарды тонн метана заключены в ледниках, вечной мерзлоте, и нельзя с точностью заявить, какое количество может быть высвобождено в результате таяния. По оценкам экспертов, активное таяние вечной мерзлоты начнется уже к 2025 году, а выбросы метана в результате таяния вечной мерзлоты будут в ближайшие 20 лет наиболее интенсивно способствовать глобальному потеплению.
— Почему важно и как нужно бороться с выбросами метана?
— В силу того, что метан очень мощный, и в то же время у человечества есть решения, которые сокращают его выбросы, обращение с метаном — это самый эффективный и быстрый способ замедлить темпы потепления планеты.
Если метан попадает в воздух перед использованием — к примеру, из негерметичной трубы, он поглощает солнечное тепло, при этом нагревая атмосферу. По этой причине он считается парниковым газом.
— Что вы можете сказать об истории, опубликованной зарубежными СМИ?
— Если это облако метана обнаружили 24 июля, то оно давно уже поднялось и дырявит озоновый слой. На мой взгляд, космический мониторинг в таких вопросах обмануть довольно сложно, ибо из космоса облако видно в разных положениях, что позволяет оценить объем выброса. Если же эта история найдет подтверждение, то международные организации выставят нам немалый счет. Нам придется заплатить за ущерб озоновому слою, не говоря уже о "вкладе", который мы внесли в глобальное потепление, — отметил наш собеседник.
Эксперт площадки ОНФ "Экология" Илья Рыбальченко в свою очередь отметил, что любая система газопроводов, тем более современная, снабжена службой контроля давления и утечек.
— В случае утечки из современного газопровода проблемы решаются быстро, и, если это крупная утечка, подача в принципе может быть приостановлена, так как компрессоры для перегона в том числе работают на проходящем по трубам газе, – рассказал Рыбальченко rueconomics.ru.
Эксперт отмечает, что система обычно контролируется спутниками разных стран, в том числе более дружественных к Китаю, от которых подобных заявлений на сегодняшний день не поступало, а страна, на чьей территории проходит трубопровод, отрицает наличие утечки.
— Из чего можно сделать вывод, что данное заявление носит скорее политический характер, чтобы помешать работе станции, либо утечка на самом деле не столь серьезная и не несет за собой катастрофических последствий, – заключил Рыбальченко.