Такую мечту озвучил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин во время своего интервью на площадке nFactorial Podcast. «Караван» представляет основные тезисы беседы.
IT-кадры
Ключевой вопрос любой цифровизации – наличие кадров. В Казахстане всегда была проблема с количеством и качеством IT-специалистов.
С конца 2022 года, когда была запущена программа Tech Orda, обучение прошли 6 тысяч человек. В итоге люди, которые заходили в программу, через год получали образование и теперь зарабатывают в среднем 450 тысяч тенге в месяц.
"Я бы хотел назвать два примера, которые, как триггер, показывают результаты программы. Алдияр Култуманов – получил образование как врач общей практики. Сейчас он стал разработчиком. Эльдар из Караганды, геодезист – еще не закончив обучение, он получил приглашение на работу от Flip.kz. То есть человек на любом этапе жизни может переквалифицироваться и зайти в мир IT", — подчеркнул Багдат Мусин.
Но 6 тысяч человек — это все равно мало. Сегодня в Казахстане 76 вузов выпускают IT-специалистов. В них учатся 50 тысяч человек.
Вузы говорят, что они готовят специалистов, но учителя обучают языку Pascal. Уже это говорит об уровне преподавания.
Теперь Минцифры договорилось с Министерством науки и высшего образования, что Tech Orda как минимум 50 % будет перенаправлять на преподавательский состав. Таким образом, программа будет не только переучивать специалистов, но и исправлять ошибки системы образования.
"Мы знаем, что есть топ-10 вузов, которые точно выпускают нормальных айтишников. Я не могу быть уверенным, что остальные 66 реально выпускают качественные кадры, — говорит министр, — поэтому будет шефство продвинутых IT-факультетов над региональными вузами. Идея состоит в том, чтобы за каждым таким сильным закрепить пять региональных, чтобы они их вели по принципу менторства. Мы должны дать им мотивацию, и после этого мы уже будем жестко подходить к оценке работы их IT-факультетов. Если такой вуз окажется не способным выпускать нормальных специалистов, то, к сожалению, их придется закрывать. Мы более жестко будем подходить к вузам, которые штампуют дипломы. Но нам важно, чтобы учителя не стеснялись, приходили к нам, и мы обучим их современным языкам программирования, системам управления базами данных, блок-чейн".
Как переписать код казахстанцев
Цифровизация оказалась способна переписать даже культурный код казахов, уверен Багдат Мусин.
Опыт показал, что лучший способ борьбы с низовой коррупцией – максимальная цифровизация всех процессов и услуг, которые требуются человеку. Только цифра способна системно зацементировать бизнес-процесс, который должен оставаться прозрачным.
Глава государства, подчеркивает министр, хочет перекодировать код нации. Он всегда говорит о том, что мы должны быть трудолюбивой и технологичной нацией. Но как вывести страну из бюрократических проволочек и коррупции? Ответ – через цифровизацию.
Уже сейчас 82 % экономики работает без наличных денег. Есть такое мнение, что все новшества надо внедрять с «барахолки».
Когда люди на базаре начинают этим пользоваться, то вся страна этим пользуется. Если мы внедрим технологии, и люди будут меняться, чтобы соблюдать правила, то мы меняем код нации уже в новом формате.
"Глава государства не раз говорил, что IT-бизнес – это экспорт. Айтишники – люди, способные изменить экономику страны. Если в 2020 году экспорт IT-индустрии всего Казахстана был 30-50 млн долларов, то по итогам 2023 года мы ожидаем более 500 млн долларов экспорта. Три года назад президент поставил перед нами цель – миллиард. После преодоления этого порога может начаться рост отрасли в геометрической прогрессии".
Когда будет современный паспортный контроль
В Астане эта система уже работает, прошла апробацию и показала себя. Но есть нюанс: требование о печати о пересечении в паспорте прописано в нормативно-правовых актах. Их надо изменить. Сейчас казахстанец, который прилетает через астанинский аэропорт, проходит через эту систему. Он сам сканирует биометрический паспорт, но потом ему надо идти через пограничную службу, чтобы пограничник механически поставил штампик в паспорте.
КНБ вносит определённые изменения, и я думаю, что через полтора-два года в аэропортах страны будут установлены системы сканирования и биометрической идентификации, которые смогут
исключить ненужное общение с человеком на пограничном контроле.
IT для чайников: почему в Казахстане можно зарабатывать миллионы без вузовского образования
Восьмые в мире
Казахстан сегодня находится на 28-м месте по индексу электронного правительства. Но он состоит из трех составляющих: IT-кадры, телекоммуникации и госуслуги. По индексу простоты госуслуг мы восьмые в мире, а по телекоммуникациям, как ни странно, 65-е. Этот сегмент тащит нас вниз. Без него мы были бы на первом месте. Поэтому министерство сейчас работает над тем, чтобы подтянуть телекоммуникационную отрасль.
В Казахстане работают три мобильных оператора. По идее, этого достаточно, чтобы они работали в рыночных условиях: боролись за клиента, ставили нормальные тарифы, предоставляли услуги нормального качества.
Но на сегодня два из трех операторов принадлежат квазигосударственной компании – АО «Казахтелеком». Произошла монополизация отрасли — 60 % клиентов находятся в структурах «Казахтелекома». В 2020 году на комиссии по демонополизации Б. Мусин предложил демонополизацию отрасли: отдать в частные руки два мобильных оператора. Тогда начнет развиваться нормальный рынок связи.
Этого пока в стране не произошло. Так, в Казахстане должно было быть 80 % покрытия оптическими линиями от операторов до домохозяйств в крупных районных центрах. У нас наоборот — 80 % покрытия осуществлено по медному кабелю ADSL. Этот стандарт пропускает только 8 мегабит в секунду. Этого достаточно для просмотра новостей, но мало, чтобы работать в зуме или фильм посмотреть.
В связи с этим в Казахстане принят Национальный проект «24-27». Он предусматривает полную замену всех медных кабелей в населенных пунктах на оптические за 3 года. Во-вторых, «оптика» будет доведена до каждого из 3,5 тысяч сел.
"К части этих сел подведен кабель, но к Сети подключена только школа. У телекомоператоров вообще нет мотивации прокладывать оптику внутри населённых пунктов, потому что это дорого. Согласно программе мы будем финансировать ещё и развитие сетей внутри сел, — отметил министр. — Это способны делать малые операторы. На первом этапе отобрано свыше 200 населённых пунктов, по которым мы будем выдавать субсидии для малых операторов, чтобы они пошли в эти сёла, проложили оптику, довели инфраструктуру до каждого домохозяйства".
Планы по Starlink
"Казахстан не будет преградой новым технологиям, — уверенно отметил Багдат Мусин, – и мы не хотим ею быть. Но есть нормы информационной безопасности, которые прописаны в законе «О связи». Согласно им пункты управления связью должны находиться на территории страны. Волевым решением главы государства сейчас проходит пилотный проект: до конца марта будет подключено к Интернету две тысячи школ. Сейчас очень важно в рамках пилота посмотреть методики безопасности, которые предлагает Starlink".
Илон Маск уже объявил о продвижении новой технологии, когда телефон сможет «цепляться» к его спутнику. Это точно не будет соответствовать никаким нормам национальной безопасности. Но бороться против этого смысла нет. Надо, наоборот, находить с новыми технологиями коллаборации. Поэтому задача министра цифрового развития впустить их на рынок. Но с соблюдением определённых норм безопасности.
Каким будет Казахстан через 10 лет
"Правительство из сотен человек, сейчас это десятки тысяч, которые с помощью искусственного интеллекта управляют страной, — размышляет министр цифровизации. — Где человек вообще не понимает, как ему оказываются услуги. Он просто живет, и все нужные документы автоматически оформляются, и не нужно сталкиваться и кому-то что-то объяснять. Есть голосовой помощник, и он решает все вопросы".