КАЗАХСТАН МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ НИЗКОРАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ ДРУГИХ СТРАН - ПРЕЗИДЕНТ ЗАО ННК “КАЗАТОМПРОМ” - Караван
  • $ 523.72
  • 544.09
-9 °C
Алматы
2024 Год
24 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
КАЗАХСТАН МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ НИЗКОРАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ ДРУГИХ СТРАН - ПРЕЗИДЕНТ ЗАО ННК “КАЗАТОМПРОМ”

КАЗАХСТАН МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ НИЗКОРАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ ДРУГИХ СТРАН - ПРЕЗИДЕНТ ЗАО ННК “КАЗАТОМПРОМ”

Казахстан может принимать для захоронения на своей территории низко радиоактивные отходы других стран – такое заявление сделал сегодня, выступая в мажилисе в рамках “правительственного часа”, президент ЗАО ННК “Казатомпром” Мухтар Джакишев.

  • 18 Июня 2001
  • 773
Фото - Caravan.kz

По информации президента “Казатомпрома”, открытые урановые карьеры в Мангистауской области “позволяют захоронить огромное количество низкоактивных отходов, при этом можно выручить $30-40 миллиардов в течение 25-30 лет”. Мухтар Джакишев считает, что это “очень прибыльный бизнес и можно договориться так, что ежегодно правительство будет получать 200-500 миллионов долларов в виде бонусов”.
“Мы не обладаем технологиями, которые нам позволяли бы работать с высокоактивными отходами, но из 100 процентов радиоактивных отходов мире, 97 процентов – низко активные. Основной рынок — в низко активных отходах”, сообщил он.
М. Джакишев считает, что можно заключить долгосрочные контракты на захоронение и провести международную экологическую экспертизу проекта. “Многие зарубежные страны просто не повезут к нам низко активные отходы, если не будет сделана международная экологическая экспертиза”, — пояснил он. Технология захоронения низко активных отходов, по словам, М. Джакишева несложна – “приходят бочки, в которых спрессованы низко активные отходы, они помещаются в карьер, засыпаются землей и на поверхности никакой радиации не будет, так как на этом месте лежал уран той же самой активности”. В качестве низко активных отходов, по словам президента Казатомпрома, могут быть “перчатки, бумага, ветошь, респираторы, одежда сотрудников атомных электростанций”. “Это вещества с, так называемой, наведенной радиацией, их период полураспада – 100-150 лет”, — пояснил он.
“Мы заберем из карьеров уран с периодом полураспада 4,4 миллиарда лет, а положим туда низко активные отходы. Мы заберем плохое – уран, и положим хорошее, которое распадется через 100-150 лет”, — считает М. Джакишев.
По информации президента Казатомпрома, “во времена Союза мангистауские карьеры и предназначались для захоронений низко активных отходов, потому что там 100-метровые слои морской глины”. “Это природой созданные объекты, которые абсолютно не проницаемы”, пояснил он. При этом М. Джакишев заметил, что “наверняка мы будем использовать те же проекты Средмаша (министерство среднего машиностроения СССР), которые были по этим карьерам во времена Союза, а это работа для российских предприятий”.
Президент Казатомпрома считает, что “россияне с удовольствием пойдут на то, чтобы, получив работу, разрешить нам провоз по своей территории низко активных отходов”. При этом Мухтар Джакишев пояснил, что “даже теоретически невозможно ввезти высоко активные вещества вместо низко активных”.
На сегодняшний момент, по информации Казатомпрома, урановые карьеры в Мангистауской области “открыты и представляют опасность, так как идет выделение радона”.