Казахстан может остаться без АЭС - эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан может остаться без АЭС - эксперт

Казахстан может остаться без АЭС - эксперт

Проект атомной электростанции в Казахстане может не состояться. Но не из-за опасений населения или возможного отказа во время будущего референдума, который должен пройти осенью. А из-за непонятного отношения правительства страны к развитию рынка и конкуренции в энергетике.

  • 15 Июля
  • 14721
Фото - Caravan.kz

К такому выводу во время беседы с «Караваном» пришел глава Ассоциации энергоснабжающих организаций (ЭСО) Сергей АГАФОНОВ.

«У меня, к сожалению, есть опасения, что АЭС в Казахстане вообще рискует быть не построена. И одна из причин – отсутствие понятной и прогнозируемой рыночной модели в нашей энергетике», — рассуждает глава ассоциации.

Очевидно, что вне зависимости от того, кто будет строить АЭС, не менее 2/3 финансирования ее строительства будет идти за счет заемных средств коммерческих банков. При этом все международные финансовые институты, а именно они располагают необходимыми средствами, очень придирчиво оценивают риски, связанные с возвратом средств.

Ну а что может по-настоящему гарантировать возврат средств по проектам со сроком окупаемости, как у АЭС? Правильно: понятная рыночная модель с прогнозируемой ценой на электроэнергию! Ведь для самого государства будет весьма и весьма обременительно брать на себя все риски, гарантируя выкуп всего объема электроэнергии АЭС, которых нам уже сейчас нужно две, а лучше – три!

Да и не должно государство брать на себя все риски, для этого и существует рыночная экономика, оснащенная соответствующими инструментами хеджирования!

Казахстанцы против: как другие страны расплачиваются за отказ от АЭС

Такое мнение Сергея Агафонова связано с решением правительства РК ликвидировать рынок розничной продажи электрической энергии. 1 апреля 2024 года комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) минэкономики отозвал лицензии у полутысячи энергоснабжающих организаций (ЭСО) и создал в регионе узаконенных монополистов – гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые в массе своей являются дочерними компаниями региональных электросетевых компаний (РЭК).

В результате этого поставщики электроэнергии уже начали поднимать тарифы. В зависимости от региона цены выросли с 28-32 тенге за кВтчас в марте, до сегодняшних 34-47 тенге за кВтчас. Сейчас тарифы на электроэнергию растут в основном для малого и среднего бизнеса, но на очереди население, которое сначала ощутит на себе удорожание товаров и услуг отечественных производителей, а потом и само начнет платить за существенно подорожавшую электроэнергию. Отсутствие же рынка и конкуренции навсегда лишило наших граждан возможности выбирать себе поставщика электроэнергии с более низкой ценой и с более качественным сервисом.

«Дошло до того, что монополисты вообще перестают стесняться. Например, кызылординский гарантирующий поставщик ДТОО «Энергосервис» подал заявку на увеличение тарифа сразу на 48 %, а свою снабженческую надбавку при этом хочет увеличить почти вдвое! Могло ли такое случиться в условиях рынка, когда нерегулируемые ЭСО «дышали в спину» гарантирующим поставщикам, конкурируя с ними?!» – задает риторический вопрос Агафонов.

Как только функция сбыта с 1 января 2025 года перейдет непосредственно в РЭК, ситуация с аппетитами монополистов и правами потребителей еще более усугубится, уверен Агафонов.       

При этом не забывайте, что есть поручение президента о росте экономики Казахстана в два раза. И ради этого государство максимально выходит из всех отраслей экономики. Но энергетика из этого движения выпадает?!

Считается, что при росте экономики производство электроэнергии должно расти в 1,5 раза быстрее. Так, если экономика растет на 6-7 %, то энергетика – на 9-10 % в год. В условиях же Казахстана, когда мы покупаем электроэнергию в России для покрытия дефицита, рост должен быть в два раза больше – на 12-15 %. Но чтобы это сделать, нужны деньги. У государства таких денег нет. Значит, их надо привлекать с рынка.

Электроэнергия уже дорожает: в каких регионах казахстанцы ощущают это сильнее всего

 «Но что увидят иностранные инвесторы, когда начнут анализировать наш рынок электроэнергии в том случае, если на предстоящем референдуме казахстанцы скажут «да» АЭС? И на что лично я очень надеюсь. А увидят они плохо скроенную и слабо прогнозируемую модель, с такими рисками, как, например, резкий, в течение нескольких дней, отказ от конкуренции в пользу монополизации с последующим адаптированием под это отраслевого законодательства. Захотят они инвестировать свои средства в строительство нашей АЭС?! Большой вопрос, — считает эксперт. – При этом я сам горячо за строительство своей атомной электростанции, так как она решит множество наших проблем».

С другой стороны – возможно, инвесторы и захотят работать в Казахстане, но с совсем другими процентами за кредит. Всем понятно, что чем выше риски, тем больше ставки по кредиту. И в очередной раз наши граждане заплатят за то, что в Казахстане отсутствует нормальный рынок электроэнергии!

«Мы, инженеры, привыкли работать по правилам. Мы не политики и не должны гадать. И от того, как написаны законы, так мы и будем строить работу всей энергосистемы. Будет у нас жесткая вертикальная модель, когда все принадлежит государство, как было при Союзе, – хорошо, будем работать как при Союзе. Будет либеральная модель с конкурентным рынком в энергетике – давайте строить отрасль, в которой будет конкуренция. Сейчас мы этого не видим и не понимаем, что происходит. Да, я говорю о том, что происходит на рынке энергоснабжения и с отзывом лицензий у энергоснабжающих организаций. Мы в НПП "Атамекен" предлагали свой план реформирования отрасли, прописали правила с тем, чтобы этот бардак превратился в цивилизованный рынок. А именно, предлагался новый подход к регулированию рынка, предполагающий его поэтапное реформирование (ужесточение требований к лицензированию деятельности ЭСО, ограничение предельных тарифов на конкурентном рынке и т.д.) и с обязательным обсуждением с ключевыми экспертами отрасли. По нашим расчетам, такие точечные реформы могли бы позволить сохранить конкуренцию в отрасли и стабилизировать тарифы для малого и среднего бизнеса.

Однако этого не произошло. Тут решили сразу сказать: «Нет». ЭСО не будет, конкуренции не будет, все будет вертикально интегрировано», — рассказал в интервью «Каравану» управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев.

Сегодня отрасли нужна не сколько некая стратегия, которая в реальных условиях опять ляжет на полку, а и четкий план развития отрасли до 2050 года. Мы помним, что в отрасли была «Программа развития электроэнергетики до 2030 года», которая по своей сути была очень прогрессивной и выполнимой с учетом рыночных условий.

Энергетики не до конца понимают, куда движется и как будет развиваться энергетика. Или мы движемся к модели 1993 года, когда вся энергетика была в РГП «Казахстанэнерго», когда все принадлежит государству, или мы все-таки будем развивать конкуренцию?

«Если бы нам сказали, что, ребята, всё, мы в конкуренцию поиграли, со следующего года двигаемся к единой модели, все будет находиться в государственных руках. Даже все, что находится сегодня в частных руках, будем понемногу возвращать государству. Например, сейчас это Экибастузская ТЭЦ, а завтра мы также другие объекты вернем. Тогда я понимаю, как будет развиваться энергетика, — недоумевает энергетик. – Но когда одной рукой подписывается указ о либерализации экономики, где прописывается суперлиберальная экономика Казахстана, а другой подписывается распоряжение о передаче всех конкурентных функций в государственную собственность при полном отсутствии этой конкуренции – вот этого я немного не понимаю».

Ну давайте тогда пойдем дальше. Создадим единую государственную энергоремонтную компанию, которая в условия высокого износа энергетического оборудования и постоянного риска аварийных ситуаций на этих объектах будет без конкурса ремонтировать по всей стране объекты энергетики. Или еще дальше — под «козырьком» минэнерго объединим в некое акционерное предприятие такие активы, такие как Системный оператор, РФЦ и КОРЭМ с созданием государственного Единого Системного расчетного и диспетчерского центра.

«Можете считать это моим неким «шокирующим» прогнозом до 2029 года, вероятность исполнения которого составляет менее 1 %, но имеющим место быть», — отметил эксперт.