Директор Группы оценки рисков Досым САТПАЕВ, комментируя “КАРАВАНУ” ситуацию, отмечает:
– Россия вступила в определенные трения с членом НАТО – Турцией, и возникает вопрос: будет ли обращаться РФ к партнерам по ОДКБ, и Казахстану в том числе, за поддержкой? При нынешней стадии этого конфликта, думаю, Россия будет рассчитывать на некую моральную поддержку. Что касается военной составляющей, то это уже будет стадия другого уровня.
Обеспокоенность эксперта вызывает недавнее заявление российского президента о том, что Россия будет продолжать наносить удары по позициям ДАИШ в Сирии с Каспийского региона.
– Для нашей страны угроза в том, что могут последовать ответные удары со стороны радикальных структур в виде терактов. Кроме этого, Каспийский регион находится по соседству с нестабильным Северным Кавказом, где в течение многих лет активно наращивали мощь радикальные силы, пустившие в итоге корни и на западе Казахстана. В целом дестабилизация обстановки в каспийской зоне серьезно ударит по инвестиционной привлекательности республики, тем более на нашей территории сконцентрированы самые крупные месторождения, – акцентирует внимание Досым Сатпаев.
Руководитель общественного фонда “Мир Евразии” Эдуард ПОЛЕТАЕВ в свою очередь отмечает, что в нынешней ситуации возможны два варианта поведения Казахстана:
– Если рассматривать экономические взаимоотношения, то между Турцией и Россией для Казахстана очевиден российский вектор. В прошлом году товарооборот РК с Турцией составил 3,5 миллиарда долларов, а с Россией – 18,9 миллиарда. Также у Казахстана нет общей границы с Турецкой Республикой, а с РФ она весьма протяженная. Но на самом деле не нужно ставить такой выбор – вы за кого. Ведь цель террористов в том и заключается, чтобы разругать граждан разных стран друг с другом.
Не случайно турецкий президент после инцидента с самолетом дал в своем заявлении “задний ход” и заявил, что они не знали, чей самолет сбивают, и не намерены портить отношения с Россией. Тем более у двух стран товарооборот в прошлом году составил 31 миллиард долларов.
У Казахстана есть свои интересы, своя внешнеполитическая позиция, и она была озвучена в призыве к России и Турции не обострять отношения и обойтись без конфронтации. Это взвешенная позиция республики, которая уже неоднократно помогала нам выходить из щекотливых ситуаций. Например, в российско-грузинском конфликте, когда Казахстан не поддержал независимость Абхазии и Южной Осетии и сохранил отношения и с Грузией, и с Россией.
По мнению эксперта, негативное влияние эскалации российско-турецкого конфликта на Казахстан если и возможно, то не в критичном масштабе.
– Порядка 60 процентов экспорта казахстанской нефти идет через Каспийский трубопроводный консорциум на порты Новороссийска в Черном море. Если вдруг Турция закроет проливы, то экспорт пострадает. Но у Турции есть международные обязательства, и сделать это она может только, если находится с тем или иным государством в состоянии войны. А пока война не объявлена, – подчеркивает политолог. – Второй момент – логистика: товары, поступающие к нам из Турции, не пересекают российскую границу – они идут через Иран и страны Центральной Азии. От ряда товаров турецкого производства сильно зависит потребительский рынок Казахстана, и альтернативы им пока нет.
А вот где для Казахстана имеются опасения, так это в Каспийском регионе.
– Политики задают вопрос: а насколько безопасен обстрел, который Россия ведет с акватории Каспия? Ракеты ведь неидеальное оружие, иногда не долетают до цели и падают там, где не нужно. Туркменский президент на недавней встрече с Путиным сказал об обеспокоенности своих “казахских коллег” по этому поводу. “Эйр Астана” изменила направление полетов, чтобы обойти эту потенциально опасную зону. И с этой точки зрения есть определенное опасение в связи с тем, что происходит на Каспии. Хотя, с другой стороны, из-за того, что юридический статус моря непонятен, то здесь возможна односторонняя активизация деятельности, что Россия и демонстрирует в эти дни, – говорит Эдуард Полетаев.
Между тем представитель военной структуры, попросивший не называть его имени, был предельно короток в своем комментарии:
– И с россиянами, и с турками, думаю, решим вопросы с точки зрения создания антитеррористической коалиции, о которой на 70-й сессии ООН заявил наш Президент.
Астана