Во многом действия предпринимаемые НАТО в сотрудничестве с Казахстаном, расходятся с позицией Астаны. Понятно, что у Североатлантического союза цели гораздо более масштабные, чем у одного, пусть даже и стабильного государства Центральной Азии.
Стоит отметить, что НАТО делит своих партнеров на четыре группы — западно-европейскую, балканскую, кавказскую и центрально-азиатскую.
В наиболее приоритетных направлениях действуют спецпредставители НАТО. На сегодняшний день они «прописались» и на Балканах, и на Кавказе, и в Центральной Азии.
И хотя каждый приезд представителя НАТО в Казахстан сопровождается заверениями со стороны гостей об очередном налаживании контактов и расширении зон взаимодействия, становится очевидным, что такие заявления являются лишь «макушкой» айсберга, в то время как основная его часть отличается разительным образом.
Итак, в своей «игре» с Казахстаном НАТО придерживается нескольких векторов.
Во-первых, внешнеполитического (центрально-азиатского вектора), где НАТО пытается установить тесные связи и расширить доверительные отношения с руководством Казахстана. И в этом стремлении Североатлантического союза нет ничего особенного. Так как на сегодняшний день Казахстан является наиболее привлекательным государством в Центральной Азии. Стабильная социально-экономическая ситуация в стране, бессменное руководство и лояльное отношение населения к действующей власти — все эти факторы повлияли на выбор НАТО в отношении партнера в регионе.
Стоит отметить, что в Центральной Азии кроме Казахстана и выбирать не из кого. Так, известный конфликт с Узбекистаном практически свел к нулю все наработанные годами договоренности между Ташкентом и штаб-квартирой НАТО.
С Таджикистаном у НАТО по определению не может получиться стратегического союза, так как на территории этой республики обосновалась Россия с ее военной базой и экономической помощью.
А Кыргызстан , поначалу выбранный в качестве стратегического партнера, в последнее время потерял привлекательность в глазах НАТО. Это в основном было связано с нескончаемым политическим кризисом и экономическим коллапсом, которые стали почвой для массовых волнений и политической нестабильности в республике.
В данном отношении выбор Североатлантическим союзом Казахстана является и осознанным, и вынужденным.
Вместе с тем очевидно, что центрально-азиатская республика нужна НАТО для установления контроля над регионом, военно-стратегическое значение которого возрастает с каждым годом.
Во-вторых, углубляя связи с Казахстаном, НАТО закрепляет свои позиции и в Каспийском регионе, который в настоящее время носит, пожалуй, даже более приоритетный характер по сравнению с другими направлениями интересов Североатлантического альянса на территории бывшего СССР.
Таким образом, посредством Казахстана НАТО может расширить свое влияние сразу по двум направлениям — центрально-азиатскому и каспийскому. Это позволит Североатлантическому альянсу не только быть в курсе событий, но и по мере возможности контролировать ситуацию. В свою очередь та страна, на территории которой будут размещаться структурные подразделения НАТО, вряд ли сможет выступать с инициативами, идущими вразрез с взглядами его штаб-квартиры.
В-третьих, военно-технический интерес, в котором НАТО пытается для себя прояснить ситуацию с действительным положением дел в вооруженных силах Казахстана. Так, еще осталась в памяти инициатива НАТО, когда в конце 2005 года он предложил Казахстану помощь в оказании военного планирования, составления военного бюджета и переподготовке офицерских кадров.
Как сказал в свое время представитель генсека НАТО по Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонс: «Речь не идет о раскрытии секретной информации, это только попытка определить те области, где мы могли бы оказать вам более эффективную помощь». Тогда заявление столь высокопоставленного чиновника вызвало резонанс. Но вполне вероятно, если подобное предложение прозвучит сейчас, то может быть принято Астаной.
Кроме этого не стоит забывать и об участии Казахстана в международной шестилетней программе НАТО «Процесс планирования и анализа», которая позволила Североатлантическому союзу реально оценить силы и средства, предоставляемые Казахстаном для подготовки и проведения операций во взаимодействии с силами НАТО.
В-четвертых, интерес НАТО к энергетическим запасам Казахстана. Известно, что НАТО наряду с реформированием казахстанских вооруженных сил заинтересовано и в исследовании недр республики. Так отдел НАТО по научным и природоохранным делам уже выделял средства для изучения нефтегазового потенциала Казахстана.
Становится очевидным, что НАТО в числе своих основных задач имеет защиту стран-членов НАТО, являющихся потребителями энергоресурсов. И должен реализовывать мероприятия, направленные на изучение потенциальных залежей нефти и газа с целью их дальнейшего использования.
В доказательство этого тезиса можно привести выступление в 2006 году американского сенатора Ричарда Лугара о планах по превращению НАТО в своеобразный альянс потребителей энергоресурсов, где интересы стран Североатлантического блока будут защищаться в любой точке мира.
***
В целом отношения между НАТО и Казахстаном на сегодняшний день приобретают взаимовыгодный характер. Однако стоит отметить, что НАТО, реализовывая свои интересы в отношении Казахстана, в свою очередь не пытается проявлять какого-либо рвения по таким заявленным направлениям сотрудничества как оборонная политика, разработка технологий оборонной сферы, мероприятия по недопущению распространения оружия массового поражения.
Подписанные между НАТО и Казахстаном документы вряд ли можно назвать подтверждением особого партнерства, благодаря которому Казахстан сможет получать какие-либо преференции.
Вполне вероятно, что и в дальнейшем интерес НАТО к Казахстану будет сконцентрирован вокруг энергетических вопросов и обеспечения безопасности нефте- и газопроводов, которые должны будут доставлять энергоресурсы в Европу, то есть в страны-члены Североатлантического альянса.
Подобное развитие ситуации в очередной раз служит доказательством того, что хотя у Казахстана и НАТО интересы и соприкасаются, но цели, как и прежде, являются диаметрально противоположными.
Фото с сайта http://www.nato.int