Казахстан и НАТО: общие интересы, разные цели - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+8 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан и НАТО: общие интересы, разные цели

Казахстан и НАТО: общие интересы, разные цели

Сотрудничество Североатлантического блока с республиками бывшего Советского Союза воспринимается неоднозначно как в самих странах, так и в НАТО.

  • 23 Июня 2008
  • 3764
Фото - Caravan.kz

При этом в двусторонних отношениях стороны могут преследовать совершенно противоположные цели.
Казахстан в этом смысле не стал исключением. Да и очередная встреча спикеров мажилиса и сената Касым-Жомарта Токаева и Аслана Мусина с председателем парламентской ассамблеи НАТО Жозе Лелло, состоявшаяся на прошлой неделе, также носила прогнозируемый характер.
Итак, Казахстан, рассматривая сотрудничество с НАТО, надеется получить от него максимум дозволенного.
Во-первых, по части военно-технического аспекта. Астана намерена, используя свое участие в программах НАТО, получать партии вооружений и боевой техники. Подобная тактика уже позволяла некоторым странам, вступившим в НАТО, за короткий промежуток времени значительно модернизировать парк военной техники в соответствии со стандартами Североатлантического блока.
Например, страны Балтии, несмотря на малую численность своих вооруженных сил, практически на 100 процентов прошли перевооружение и сегодня полностью соответствуют стандартам НАТО. Это в свою очередь позволило странам Балтии активно участвовать в различных мероприятиях НАТО.
Казахстан также сделал шаги в данном направлении. Так, по программе НАТО «Партнерство во имя мира», к которой Казахстан присоединился в мае 1994, республика стала участвовать в ежегодных осенних и весенних учениях как на территории американских баз морской пехоты, так и в Центральной Азии.
Другим шагом Астаны стало присоединение в 2002 году к Программе НАТО «Процесс планирования и анализа». Сотрудничество в рамках данной Программы позволило республике участвовать в миротворческих миссиях и мероприятиях по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, а также получать военную технику и вооружение в соответствии со стандартами НАТО.
Можно отметить, что результатом действий Астаны в данном направлении стало формирование казахстанского отдельного батальона, который был экипирован по стандартам Североатлантического блока. Вместе с тем отдельный батальон не означает, что армия Казахстана перешла на вооружение стран НАТО.
В данном случае Казахстан не учитывает, что численность военной техники, находящейся в распоряжении отечественных вооруженных сил не позволит НАТО даже в среднесрочной перспективе приблизить казахстанскую армию к своим стандартам.
А принимая во внимание наличие большого количества отличительных особенностей в вооружении и военной технике бывшего СССР и НАТО, можно ставить вопрос и об обучении личного состава казахстанской армии приемам использования натовской военной техники и оружия.
Во-вторых, давайте взглянем на финансовый аспект сотрудничества. Республика, участвуя в программах НАТО, пытается получить финансирование, направленное как на вооруженные силы, так и на поддержание своей науки и некоторых сфер промышленности (например, атомной).
Так, участвуя в программе Европейского командования НАТО «Инвестиции и безопасность», Казахстан пытался использовать возможности программы для совершенствования военной инфраструктуры в различных регионах республики, включая создание учебно-тренировочных центров, систем связи и информации.
Другим примером является взаимодействие Казахстана и НАТО в рамках программы «Наука во имя мира». Напомним, что в них предусматривается уделять внимание не только вопросам финансирования казахстанской науки. В данном случае значительное внимание со стороны НАТО получили проблемы Семипалатинска, Аральского моря и безопасности трубопроводов.
При этом Астана вряд ли до конца осознает, что, допуская на еще вчера закрытые объекты иностранных экспертов, Казахстан фактически раскрывает информацию, которая в других странах находится под грифом «секретно».
В-третьих, внешнеполитический аспект. Казахстан, участвуя в совместных мероприятиях со странами НАТО, демонстрирует республикам региона свою разновекторную политику, основанную на дистанцировании от основных полюсов силы и использовании механизма сдержек и противовесов.
Вместе с тем Астана заигрыванием с НАТО, Китаем, Россией и региональными организациями показывает, что Казахстан не уверен как в своих партнерах, так и в действующих межгосударственных организациях.
А участие Казахстана в совместных учениях со странами НАТО как на их территории, так и на территории Центральной Азии по-разному трактуется Китаем и Россией, которые в последнее время стали не только настороженно относиться к разного рода проявлениям активности НАТО (читай США) в регионе, но и начали консолидировать свои действия в аналогичном направлении (проведение совместных военных учений, обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях, поставка боевой техники и вооружения).
Однако сотрудничество Казахстана с НАТО имеет и «вторую сторону медали», которая называется интересы североатлантического союза.

Продолжение следует

Фото с сайта http://n-europe.eu