Казахстан и АСЕАН: перспективы сотрудничества - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан и АСЕАН: перспективы сотрудничества

Казахстан и АСЕАН: перспективы сотрудничества

5 августа 2005 года Генеральный секретарь Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Онг Кенг Йонг на встрече с послом Казахстана Мухтаром Тлеуберди, состоявшейся в Джакарте, высоко оценил усилия Казахстана по продвижению процесса Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

  • 9 Августа 2005
  • 20049
Фото - Caravan.kz

Как было отмечено в СМИ, страны-члены АСЕАН рассматривают Казахстан в качестве потенциального стратегического партнера в Центральной Азии. В тоже время в Казахстане не так хорошо знают о сфере деятельности АСЕАН и имеют весьма отдаленное представление о самой организации.
Итак, АСЕАН относится к числу тех немногочисленных интеграционных группировок, которые стали возникать в мире, начиная со второй половины XX века.
В данном случае интересен тот факт, что интеграционные объединения создавались не только в регионах с высоко- и среднеразвитым индустриальным хозяйством, каковыми являлись Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН), Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), но и в самых отсталых регионах мира: Экономическое сообщество Западно-африканских государств (ЭКОВАС), Южноафриканская конференция развития и координации (ЮАКРК), Восточно-африканское экономическое сообщество (ВАЭС), Карибский общий рынок (КОР) и множество других.
АСЕАН выгодно отличается от иных региональных объединений своим динамичным развитием и радужными перспективами. Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations — ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами.
В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 — Вьетнам, в 1997 — Лаос и Мьянма, в 1999 — Камбоджа.
Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП — 737 млрд. долларов США, объем торговли — 720 млрд. долларов.
Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Декларация АСЕАНовского Соглашения, с другой стороны, содержит принципы сотрудничества внутри АСЕАН в политической, экономической и функциональной областях.
В тоже время АСЕАН в своей деятельности смещает акцент в сторону регионального сотрудничества в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе.
В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. На сегодня в рамках АСЕАН действует соглашение по льготной торговле (Preferential Trade Agreement — РТА), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности, включая обеспечение таможенных тарифных преференций.
Нужно отметить, что АСЕАН имеет и свои вооруженные силы — ВМС, которые на регулярной основе проводят совместные учения.
На сегодня в составе АСЕАН находится 10 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Статус партнера АСЕАН в рамках регионального диалога получили США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЕС, Республика Корея, Индия, Китай и Россия. Других республик бывшего СССР в данном форуме не наблюдается.
В этом случае наглядным примером успешного сотрудничества в рамках АСЕАН является формула АСЕАН+1 (АСЕАН+Китай).
Так на одном из Форумов, который прошел в Астане, лидеры АСЕАН пришли к единому решению создать зону свободной торговли с участием Китая в ближайшее десятилетие. В результате, 4 ноября 2002 года Китай и лидеры стран АСЕАН подписали рамочное соглашение о комплексном региональном сотрудничестве, которое служит правовой базой для создания названной торговой зоны между Китаем и АСЕАН. При этом согласно проведенным экспертизам, при создании зоны свободной торговли только экспорт Китая в страны АСЕАН увеличится на 55%, а экспорт стран АСЕАН в Китай вырастет на 45%.
Зона будет охватывать около 1,7 млрд. потребителей и товарооборот в ней составит около 3 трлн. долларов США. И это будет крупнейший в мире региональный блок, состоящий из развивающихся стран.
В то же время результаты превзошли все ожидания. Уже сегодня можно говорить о том, что Китай практически превратил всю Юго-Восточную Азию в свою мастерскую и одновременно рынок сбыта.
За последнее десятилетие XX в. объем торговли КНР со странами Юго-Восточной Азии увеличился в 5 раз и продолжает расти. Только за прошлый год он вырос на 40%. А объем ВВП самой Поднебесной за минувшие 10 лет удвоился и составляет сейчас порядка $1,3 миллиарда.
При этом Китай переманивает у своих соседей инвестиции: Сингапур уже потерял из-за этого, по оценкам экспертов, более 42 тыс. рабочих мест. Согласно совместной программе Китая и АСЕАН «Ранний урожай», за период с января с.г. по 2006 г. таможенные пошлины на 600 видов сельскохозяйственной продукции в торговле между Китаем и АСЕАН будут снижены до нуля процентов.
Таким образом, создание суперэкономической зоны уже идет полным ходом и прозвучавшее намерение Казахстана, как соседа Китая по Центральной Азии активизировать сотрудничество с АСЕАН звучит вполне оправданно.
Казахстан понимает, что его членство в АСЕАН будет способствовать дальнейшему экономическому росту республики и расширению географии ее экономических связей, как следствие этого возрастет и товарооборот со странами-членами АСЕАН, а значит — пополнится государственный бюджет. Принимая во внимание успешный опыт получения Пекином дивидендов от сотрудничества с АСЕАН, когда в период с 1999 по 2002 гг. объем торговли Китая со странами-членами АСЕАН увеличивался в среднем на 15% в год, а после подписания в 2002 году Рамочного соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве между Китаем и АСЕАН товарооборот между двумя сторонами увеличивается с годовым приростом в 42,8%, — Астана осознала, что и она может хотя и с меньшим объемом успеха попытаться повторить проект АСЕАН+1.
В Астане понимают, что вступая в ряды АСЕАН, Казахстан получает возможность стать равноправным игроком на торгово-экономическом поле Юго-восточной Азии. Подтверждением создания торговой зоны с льготным режимом являются соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема промышленного сотрудничества (АИКО).
При этом в рамках создания зоны свободной торговли проводятся следующие комплексы работ:
— мероприятия по ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки;
— установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур;
— согласование товарных стандартов.

В этом отношении Казахстан имеет достаточно возможности для реализации своего потенциала, способного не только вывести республику на «новые горизонты», но и способствовать укреплению ее позиций в Юго-Восточной Азии.
Принимая во внимание тот факт, что многие республики бывшего СССР в большинстве своем сконцентрировали внимание на странах Запада, подобный «ход» Казахстана в сторону АСЕАН является своевременным шагом. При достаточно прагматичном продолжении он может не только способствовать пополнению внешнеполитического багажа, но и в значительной степени усилить экономический рост республики.