На вопросы корреспондента медиа-портала Caravan.kz ответила доцент кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ имени аль-Фараби Алмагуль Кульбаева.
— Как нынешняя военно-политическая обстановка отразится на экономике Казахстана в краткосрочной и долгосрочной перспективах?
— Нам придется попотеть и, скорее всего, затянуть пояса. Как мы можем видеть, вся эта ситуация уже влияет на нас крайне негативно. Курс иностранных валют беспрецедентно вырос, также многие застройщики приостановили стройки и продажу недвижимости – а это один из ведущих секторов нашей экономики. Насчет цен на жилье и стройматериалы сказать сложно, скорее всего, они еще могут вырасти, как, впрочем, и цены на многие другие товары.
С другой стороны, мы можем с некоторой долей вероятности ожидать повторения ситуации 2014 года, когда был похожий кризис. Тогда крупный бизнес России развил бурную активность на территории Казахстана. Тогда это пошло на пользу нашей экономике. Как пример – туристы из России вылетали на отдых через наши аэропорты, покупая путевки через наших туроператоров. Таким образом, эти факторы могут немного смягчить для нас последствия экономического спада.
Что касается долгосрочной перспективы, то здесь еще более запутанно. Это связано с тем, что с Российской Федерацией у Казахстана самый большой товарооборот. России будет необходимо диверсифицировать свою экономику, искать выходы на мировые рынки через посредников на фоне введенных санкций. Могу также предположить, что даже те же фермы по добыче криптовалюты могут массово переехать из России к нам в Казахстан.
— Почему к нам?
– А больше практически некуда, ведь в США точно не получится. В Китай тоже — из-за наложенного там запрета на добычу криптовалюты. Этот момент может принести нам и пользу, и одновременно могут возникнуть сложности в энергетической сфере. Мы все помним тот недавний «блэкаут» — он тоже побочный эффект от повышения нагрузки на электросети. Точнее сделать какие–то прогнозы невозможно – кризисная ситуация, можно сказать, находится в апогее. Терять товарооборот с Россией нам категорически нельзя – это смертельно опасно для нашей экономики. Помня январские события, нам также стоит диверсифицировать нашу экономику. Хотелось бы, чтобы правительство решало вопросы общего подъема экономического и социального уровня не только за счет бюджета, но и внедряя инновационные экономические механизмы.
— Член парламента Великобритании Маргарет Ходж заявила о необходимости введения санкций в адрес Казахстана. Может ли это отрицательно повлиять на взаимоотношения наших стран?
— Позиция Великобритании и отдельных членов ее правительства уже, так или иначе, влияет на отношения наших стран. Наш бизнес имеет немало связей с Великобританией, это сыграет свою роль при решении вопроса введения или не введения каких-либо санкций. Что же касается самого факта высказывания, то я не думаю, что это в целом может серьезно ухудшить отношения наших стран. Но можно ожидать, что к казахстанским бизнесменам в Великобритании будут относиться с осторожностью, более тщательно проверять происхождение капиталов, например. Также стоит помнить, что вводимые и уже введенные против России санкции опосредованно влияют и на нас. Пока можно сказать, что была высказана позиция члена парламента Великобритании от оппозиционной партии, а правительство пока никаких санкций против нас не вводило, и вообще не факт, что будет вводить. Военные действия России в Украине: эксперты назвали главные риски для Казахстана
— Сможет ли Казахстан в текущих условиях сохранить политику многовекторности?
— Я считаю, что многовекторная политика – наша палочка-выручалочка. На нашей кафедре это обсуждается активно, и все сходятся во мнении, что многовекторная политика — жизненно необходимый инструмент для нашей экономики. Это должны понимать наши партнеры. Тут вопрос не столько политический, сколько экономический. У нас есть множество экономических, культурных, социальных связей со многими и многими странами мира, и мы не можем их рвать из-за какого-либо кризиса. Сейчас именно тот момент, когда нашему государству нужно строго держать баланс – следовать отработанной политике многовекторности во взаимоотношениях с другими государствами. Уже было озвучено предложение о возможном посредничестве или предоставлении площадки для переговоров. Конечно, все понимают, что январские события сильно повлияли на наше внешнеполитическое положение, но, повторюсь, политика, когда мы общаемся и поддерживаем отношения со всеми странами мира в равной мере дружелюбно, руководствуясь принципами международного права, – это наш выбор и наш способ выживать, если хотите.