"Казахстан делает больше, чем вся Европа": что пишут иноСМИ о процессе репатриации граждан из Сирии - Караван
  • $ 516.93
  • 542.52
-5 °C
Алматы
2024 Год
12 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Казахстан делает больше, чем вся Европа": что пишут иноСМИ о процессе репатриации граждан из Сирии

"Казахстан делает больше, чем вся Европа": что пишут иноСМИ о процессе репатриации граждан из Сирии

Как зарубежные издания освещают новые события, связанные с операцией "Жусан", какую работу по реабилитации бывших боевиков проводит Казахстан, и почему многие убеждены, что западному миру есть чему поучиться у Казахстана. 

  • 16 Апреля 2021
  • 3702
Фото - Caravan.kz

Не так давно отечественные СМИ сообщили, что еще 12 казахстанцев вернулись на родину из Сирии. Это совместная операция КНБ и МИД, проведенная при поддержке США и других международных партнеров. 

«В составе группы – четыре мужчины, одна женщина и семеро детей, включая двух сирот. В соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами лица, участвовавшие в террористической деятельности, будут привлечены к уголовной ответственности. Дети-сироты передаются на попечение ближайших родственников, и государством будет оказана им вся необходимая помощь. Женщина и дети будут включены в программы реабилитации и ресоциализации», — говорится в сообщении.

Возвращение казахстанцев из зон террористической активности является продолжением операции «Жусан», начатой в 2019 году. Как отмечают в ведомстве, благодаря слаженной работе и высокому профессионализму сотрудников органов национальной безопасности, военных, дипломатов и работников других задействованных в операции структур всего было эвакуировано 600 человек, в том числе 413 детей, 34 из них – сироты.

Стоит отметить, что о ходе операции регулярно рассказывают не только отечественные издания, но и многие иностранные порталы. В связи с этим медиа-портал Caravan.kz выяснил, как зарубежные издания освещают процесс репатриации казахстанских граждан и каких успехов удалось добиться стране в этом деле. 

Какой опыт могут почерпнуть западные страны у Казахстана в репатриации граждан

Американское издание USA Today опубликовало материал, написанный профессором психиатрии Иллинойского университета Стивеном Вейном, которому удалось побывать в казахстанском центре по реабилитации вернувшихся из Сирии. По его словам, ни одна страна в мире не проводила такой работы, какую пытался сделать Казахстан. 

Особо остро стоял вопрос с реабилитацией детей, вернувшихся из Сирии. Предполагалось, что они получили идеологическую обработку, дабы они присягнули на верность ИГИЛ, и в случае захвата не будут раскрывать ничего из своих убеждений и планов. Правительство Казахстана полностью осознает эти риски, но по-прежнему считает этих детей и их матерей жертвами, которые заслуживают шанса вернуться домой к нормальной жизни.

Во время реабилитации возвратившиеся подростки очень много критически размышляли об ИГИЛ, вспоминая, как реальность халифата не оправдала их мечты. Они могли понять решения своих родителей, которые буквально выдернули свои семьи из “нормального” существования в зону военных действий. Помогало еще и то, что дети получали там активную поддержку от консультанта или теолога, которые также помогают и их родителям.

Правительство США по примеру Казахстана призвало другие державы начать возвращать детей и жен бойцов ИГИЛ в родные страны. Однако для этих стран разработка и реализация стратегий реабилитации и реинтеграции является серьезной проблемой. Так как для этого необходимо разработать целостную программу, включающую в себя усиленную психологическую работу с жертвами экстремистской идеологии.

Казахстан сделал этот обнадеживающий выбор, а его практики ежедневно работают с этими детьми и матерями, в стране активно изучаются и применяются новые методы того, как вернуть людей к нормальной жизни после пребывания в рядах Исламского государства. Причем делается это не только для своей страны, но и для всех нас, так как нам рано или поздно тоже придется столкнуться с подобными проблемами”.

Как французское издание "Drapeau rouge" освещало возвращение казахстанцев 

Автор французского издания Этьен Дюи опубликовал масштабную статью о результатах операции "Жусан". Само издание специализируется на вопросах прав человека. 

«Что делать с джихадистами ДАИШ и их семьями, содержавшимися на территории их бывшего «халифата»? На этот щекотливый вопрос пытаются ответить страны всего мира с момента падения Исламского государства. Весьма разрозненно, как об этом свидетельствует, например, большой разрыв между реакцией Франции, власти которой закрывают глаза на эту проблему, и такой страны, как Казахстан, разработавшей амбициозные программы репатриации и дерадикализации, приветствуемые международным сообществом», — пишет автор статьи. 

Он сообщает, что, несмотря на призывы различных НПО, Франция продолжает проводить крайне избирательную политику в отношении репатриации на свою территорию семей джихадистов, воевавших на Среднем Востоке. При этом внутри Исламского государства многим детям все еще приходится бороться за выживание, иногда в одиночку, иногда со своими матерями. 

Отмечается недоедание, болезни, вызванные нехваткой питьевой воды, отсутствие жизненно важной медицинской помощи, насилие, постоянный тяжелый психологический стресс, вызванный ужасами войны и идеологической обработкой джихадистов. При этом французские власти соглашаются репатриировать детей, рожденных от французских родителей, только если они осиротели или если их собственная мать дает согласие на их разлучение. Такая политика подвергается активной критике. 

«При этом Казахстан, страна в Центральной Азии, уже репатриировала на свою территорию несколько сотен своих граждан, уехавших по призыву джихада. В рамках операции под названием «Жусан» власти страны в период с января по май 2019 года репатриировали порядка 595 граждан, большинство которых составили женщины (156) и дети (406), направленные в реадаптационные центры, где они смогли получить медицинскую и психологическую поддержку. Что касается трех десятков мужчин, вернувшихся из зон боевых действий, то они предстали перед судом и получили приговоры», — говорится в статье. 

Также он отметил, что подход Казахстана был приветствован США в лице специального посланника по всемирной коалиции против ДАИШ. Журналист утверждает, что Франции стоит обратить внимание на казахстанский опыт и активнее работать по возвращению собственных граждан, особенно несовершеннолетних, на родную землю. 

Как репатриация казахстанских боевиков ИГИЛ становится ключом к сдерживанию радикализации

Американское издание Frontline сообщает, что за два года, прошедшие с тех пор, как самопровозглашенное Исламское государство потеряло свой последний физический оплот в Ракке, Сирия, тысячи иностранных боевиков ИГИЛ вместе со своими женами и детьми оставались в подвешенном состоянии, в основном в иракских тюрьмах или в курдских лагерях для задержанных на северо-востоке страны.

Эксперты говорят, что репатриация иностранных боевиков ИГИЛ является ключом к сдерживанию радикализации, но многие страны не хотят возвращения своих граждан. В качестве примера позитивной работы с возвращенными боевиками издание приводит Казахстан, поскольку властям страны уже удалось провести несколько подобных операций. При этом около 64 тысяч женщин и детей из 57 стран живут в ужасных условиях и являются питательной средой для будущей радикализации.

Подход Казахстана — «почти полностью гуманитарный по своей природе», заявил в январе 2021 года заместитель министра иностранных дел страны в аналитическом центре по международным отношениям Atlantic Council.

Как и большинство стран Центральной Азии, Казахстан почти исключительно репатриирует женщин и детей и получил мировую признательность за свои усилия по возвращению домой и реинтеграции казахстанских граждан — всего не менее 700, по данным посольства Казахстана в США. примерно 524 человека с территории бывшего ИГИЛ. Из них 33 были мужчинами, все они были привлечены к ответственности как боевики ИГИЛ.

Реабилитационные мероприятия включали присвоение детям боевиков ИГИЛ свидетельств о рождении и казахских имен. Эксперты из Института мира США сообщили изданию, что дети изо всех сил пытаются приспособиться, а некоторые женщины отказываются работать с властями. Тем временем другие женщины отклонили приглашение вернуться. При этом авторы отмечают, что, к сожалению, не все граждане хотят возвращаться на родину после пережитого опыта. Однако позитивный опыт заключается в том, что для казахстанских граждан "двери всегда открыты". 

Странам ЕС стоит подробно рассмотреть пример Казахстана по репатриации боевиков

Издание Europian eye on Radicaliztion, специализирующееся на правах человека и борьбе с радикальными течениями, пишет, что в течение последних нескольких лет Европа сталкивается с беспрецедентными многоуровневыми вызовами в отношении проблемы иностранных боевиков. С одной стороны, до сих пор нет соглашения о том, должны ли страны возвращать своих граждан из сирийских лагерей или нет. С другой стороны, влияние и последствия — как положительные, так и отрицательные — этого решения, вероятно, разыграются в ближайшие годы.

Несмотря на ряд опасений, связанных с возвращением боевиков из Сирии, несколько стран репатриировали сотни своих граждан, включая женщин и детей. Международное сообщество должно извлечь уроки из опыта этих стран по репатриации своих граждан. Одна из таких стран — Казахстан.

В 2019 году Комитет национальной безопасности при поддержке правительства США провел серию из четырех специальных операций по возвращению своих граждан из Сирии. В результате почти 600 казахов — 33 мужчины, 156 женщин и 406 детей, в том числе 32 сироты, — были возвращены из Сирии. Эти репатрианты были зачислены в программу реабилитации, перед тем как вернуться в свои местные общины. Другие репатрианты — 31 мужчина и 12 женщин — были приговорены к различным срокам тюремного заключения за участие в террористической организации. В декабре 2019 года 14 человек были приговорены к срокам от 8 до 12 лет лишения свободы.

Хотя Казахстан — не единственная страна, репатриировавшая своих граждан, государство стало первым, кто взялся за сложный вопрос возвращения иностранных боевиков. В случае с ЕС, однако, было бы чрезвычайно сложно принять такое быстрое политическое решение, потому что страны — в соответствии с демократическими ценностями — должны сначала оценить общественное мнение. 

Правительство Казахстана разработало комплексный многоуровневый подход с участием многих заинтересованных сторон для реализации того, что было названо политикой «трех Р»: репатриация, реабилитация и реинтеграция. Поскольку это новая политика, в ней еще предстоит разработать передовой опыт. По сути, обучение на практике стало единственным доступным вариантом для страны. 

Была создана сеть реабилитационных центров в сотрудничестве с НПО по всей стране, выделив из бюджета около 1 миллиона долларов на поддержку этих проектов. Иностранные боевики были помещены в реабилитационный центр недалеко от Актау (Западный Казахстан) на один месяц, где они проходили необходимые медицинские осмотры и подвергались различным вмешательствам со стороны теологов, психологов и семей.

Практический подход включает профессиональную подготовку женщин для поиска работы, религиозное вмешательство имамов в мечетях, психологическую помощь и другие необходимые мероприятия, а также необходимую рутинную работу с документами. Сами казахстанские эксперты, работающие с радикалами, отмечают, что работа еще предстоит весьма сложная, однако необходимая. С этим нельзя не согласиться, поскольку угроза мирового терроризма все еще висит в воздухе. 

Почему Казахстан лидирует по возвращению граждан из Сирии среди стран ЦА

Интернет-портал United States Institute of Peace опубликовал материал, где рассказывается, что с января 2019 года Казахстан начал репатриацию своих граждан из Сирии специальными массовыми рейсами в рамках операции «Жусан». Через несколько месяцев его примеру последовали Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Государства также способствовали возвращению своих граждан, которые были связаны с Исламским государством.

Это ставит страны Центральной Азии в авангард стремящихся вернуть своих людей домой после территориального краха экстремистской группировки. Центральная Азия с населением около 72 миллионов человек предоставила ИГИЛ примерно такое же количество иностранных боевиков, что и Западная Европа с населением около 400 миллионов человек. Как регион, она сталкивается с проблемой реабилитации и реинтеграции части бывших боевиков, но особенно женщин, молодежи и детей. Только в Казахстан вернулось 516 граждан. 

Теперь страны Центральной Азии стремятся разработать политику, которая уравновешивает безопасность и справедливость с примирением и реабилитацией своих граждан. Семьи, общины и специалисты, которые примут этих репатриантов, работают над тем, чтобы быть готовыми противостоять долгосрочным физическим, психологическим, эмоциональным и материальным потребностям репатриированных.

Кроме того, Казахстан выделил ресурсы на систематизацию процесса с помощью профессиональных сотрудников и создал реабилитационный комплекс на месте старого советского летнего лагеря для пионеров на Каспийском море. Акцент делается как на физических потребностях, так и на идеологическом перевоспитании репатриантов. При этом особое внимание уделяется решению долгосрочных посттравматических проблем, с которыми сталкиваются бывшие боевики. 

Несмотря на то что Центральная Азия не является самой инновационной частью мира, данный регион лидирует в репатриации своих граждан после падения Исламского государства. Пример, поданный правительствами региона, может показать Европе, Америке и другим азиатским странам, что может сработать, поскольку они активно работают над возвращением своих собственных граждан, которые тем или иным образом присоединились к Исламскому государству.