Десятки казахских семей, изгнанные репрессиями с родных мест, пустили корни в Поволжье. И вот уже чуть ли не в течение века кусочек русской земли живет по обычаям древнего степного народа и разговаривает на казахском языке.
Дальнее кочевье
Аул Казахский мало отличается от деревень в округе, – те же пшеничные поля, те же особняки – скромные и побогаче, ухоженные огороды… Разве что дворы более просторные, чем у соседей, – явно рассчитанные на содержание большого количества скота.
Мы въезжаем на главную сельскую улицу и останавливаемся у здания в центре. Местный клуб – не дворец, но и не разбомбленные руины, как во многих казахстанских селах. На руководителя клуба Акзибу Джумаеву наши журналистские “корочки” впечатления не произвели – в селе привыкли к разным гостям, официальным и попроще. Многим любопытна судьба Аула, вобравшая в себя все трагедии и радости советской эпохи. И Акзиба рассказывает нам историю, которую слышат все приезжие. Про первых казахов, заселивших эту землю на рубеже 20–30х годов прошлого века, и первые казахские могилы, возникшие под Самарой в 1932 году. Про массовую откочевку из приуральских степей, порожденную раскулачиванием, коллективизацией, репрессиями, голодом. Про первое название села Сталинскодром и сменившее его в середине 50х имя Аул Казахский, предложенное самими людьми на общем сходе.
“Моя бабушка, – говорит Акзиба, – до конца жизни вспоминала родину. Когда она рассказывала о своей юности, у нее глаза светились. Были бы крылья, плакала она, сейчас бы улетела. Нас вечно корила, что не возвращаемся на землю предков. Но мы выросли на этой земле, наш дом – Аул”.
Аза тiлi – в дефиците
Главная гордость села – местный музей. Это просторная юрта, убранная по всем правилам кочевой жизни: сундук, люлька, набор постельных принадлежностей и сырмаков – войлочных ковров. Еще на всю Самарскую область гремит сельский национальный ансамбль “Еркемай”. Им руководят приезжие из Западного Казахстана Салават Султанов и его жена Айгуль Жалелова. Старики страшно довольны: появление казахстанцев заметно оживило национальный колорит. Что греха таить, за семь десятилетий быт в селе сильно обрусел.
“Амансыз ба, балалар”, – здороваемся мы с ребятней возле небольшой школы.
В детских глазах – смятение. “ал алай?” – пробуем мы пожать ладошку смуглому мальчугану.
Тот вопросительно смотрит на своих учительниц. “Не все дети понимают родной язык, – оправдываются учительницы. – В школе всего два класса, и преподавателя казахского языка нет. В российских вузах таких специалистов не готовят, а из Казахстана не присылают. Мы пробовали вести факультатив, но поняли, что не справимся. Мы же сами владеем языком только на бытовом уровне, литературный с трудом понимаем”.
Както старейшины Аула Казахского обратились за помощью к Казахстану: подкиньте, мол, учебной литературы. Просьбу услышали. Приехал чиновник, привез две книги “аза тілі”… для иностранцев! Так с тех пор в Ауле и постигают родной язык в общении друг с другом и соседями из ближних деревень. Благо, что казахская диаспора под Самарой насчитывает около 15 тысяч человек!
Тепло очага
“Зайдите в гости”, – зовет нас с крыльца седой аксакал.
Большой красивый особняк полон уюта и тепла. Его хозяин Алимжан Даушев с женой Сарой родились уже в Поволжье. И шестеро их детей остались на самарской земле. И здесь же сейчас растут 13 внуков. “Где родились, там пригодились”, – несколько раз повторяет пожилой человек.
Апашка достает пиалки и заваривает густой чай показахски. “Ооо, жасы, – мурлычем мы, прихлебывая маленькими глотками. – Будто дома в Казахстане оказались”.
И признаемся сами себе в удивительном ощущении: здесь, вдали от исторической родины, национальная душа сохранилась ярче и рельефней, чем даже в ином нашем селе. Вроде никакой особой атрибутики – традиционные ковры, дастархан в доме, у аксакала на голове – тюбетейка, на апашке – вышитая безрукавка. Но с первого же взгляда ясно: здесь живут по казахскому укладу.
– Дети и особенно внуки мало говорят на родном языке, – вздыхает Алимжан. – Хорошо, ансамбль создали. Ребятишки поют показахски, сценки ставят, танцуют. Сейчас в Ауле мечеть начали строить…
Мы уезжали изпод Самары со светлым чувством. Этническим казахам уютно на земле, ставшей их малой родиной почти век назад. Но на этой малой родине большую не забывают, хранят и чтут национальный уклад.
И очень надеются, что Казахстан поможет детям и внукам не утратить родной язык.
Галина Вологодская, Виктор Вологодский (фото), Самарская область – Восточный Казахстан