Корреспондент медиа-портала caravan.kz поговорил с экспертами IT-отрасли.
— Новые технологии – новый вызов времени, и мы должны к нему адаптироваться, – говорит Айдын Сабитов, исполнительный директор ОЮЛ "Конгресс молодежи Казахстана". — Идея первого казахстанского молодежного образовательного проекта «ZhastarUP» нацелена на то, чтобы популяризировать среди молодежи IT-технологии.
По словам организаторов, большое внимание будет уделяться обучению языкам программирования. Старт проекта планируется на сентябрь этого года. Сейчас ведущие специалисты IT-сферы Казахстана говорят о проблемах отечественного рынка информационных технологий.
По мнению Шавката Сабирова, президента Интернет Ассоциации Казахстана, проблема не столько в самих разработках, сколько в их продвижении:
— Главная ошибка всех наших проектов – неправильно выбранный маркетинг и оценка аудитории, — говорит он. — Та же идея Instagram была в Казахстане еще за три года до появления приложения в том формате, которым мы сегодня пользуемся. Но неправильно выбранная маркетинговая политика не позволила этому проекту «выстрелить». Так и получается, что многие вещи, которые реализуются сегодня в Казахстане, не находят своего конкретного воплощения.
Между тем, отмечает Шавкат, казахстанский рынок – лакомый кусочек для зарубежных компаний. И не потому что он большой. Дело, как всегда, упирается в деньги:
— Однажды российская компания спросила: «Назовите один признак, по которому казахстанские пользователи отличаются от всех остальных?». Ответ: казахи умеют и любят платить, — рассказывает Сабиров. – У казахстанского пользователя высокая платежеспособность. Более того, огромное количество людей готово платить за рекламу.
Яркое подтверждение словам Шавката – запуск платного сервиса YouTube на казахстанском рынке.
— Нашим людям не надо объяснять, как и зачем нужно платить. Сегодня на 17 миллионов всего нашего населения есть 12 миллионов банковских счетов. Из них половина принадлежит юридическим лицам, другие 6 миллионов – счета физических лиц.
По мнению президента Интернет Ассоциации Казахстана, сейчас казахстанскому рынку IT необходимы специалисты. Тогда-то и решим проблему с продвижением отечественных проектов:
— Необходимо постоянно мониторить ситуацию. Сегодня в Казахстане не хватает аналитиков и экспертов, которые будут работать с данными и говорить, что нам делать, — подытожил он.
С Шавкатом Сабировым согласен Самсон Безмятежный, digital-менеджер «Седьмого канала»:
— Маркетинг – это продвижение, — говорит он. — Рынок IT kaznet-а насчитывает не более 2000 человек, работающих в этой сфере. Три года назад их было всего 500. Причем сюда приходят специалисты из разных областей. В прошлом году я вынужден был искать нового SMM-щика (специалиста по продвижению в социальных сетях – прим.ред). Такого, чтобы знал два языка, русский и казахский, и работал на продвижение. Могу сказать, что таких smm-щиков в Казахстане не более 20.
По мнению Самсона, сегодняшний казахстанский IT-бизнес засиделся в «зоне комфорта»:
— Мне кажется, что казахстанские специалисты почувствовали себя в этакой «зоне комфорта»: им достаточно денег, они не понимают, что завтра придет молодежь, которая моментально может съесть их должности, понизить их оклады. Многие специалисты в сфере digital получают несоразмерные деньги потому, что кроме них никто пока не обладает нужными навыками. Но всему этому можно научиться. Мне хочется, чтобы традиционный бизнес переходил в этот сегмент.
Пока казахстанские эксперты едины в одном: нам нужны новые специалисты. Отсутствие кадров тянет отечественную IT-сферу на дно.
— Нам нужны профессии, которых еще не существует, — подытожил Самсон.