Город Жезказган, или, как его называют местные, Жез, у меня всегда ассоциировался с меднорудными месторождениями и падающими на голову остатками ракет. Кстати, последний обломок ракеты “Союз” рухнул здесь прошлым летом. Но, как оказалось, Жезказган – это еще и туристический объект, который с удовольствием посещают жители Карагандинской и Кызылординской областей. Их прельщает как цена проезда, так и стоимость отдыха. К тому же отсутствие развитой туристической инфраструктуры делает отдых немного экстремальным. И я с мужем отправилась в Жез за экстримом.
Поймали бзык
Рядом с Жезказганом протекает река Кенгир, которая то сужается, то расширяется. Те места, где она расширяется, называют плёсами. На те самые плёсы и потянуло нас в первый же день. К тому же местные жители нам обещали сказочную рыбалку.
Клев реально был таким, что “клиенты забыли обо всем на свете”: сазан, карась, голавль, сомик. Самым большим уловом была щука килограмма на два, голову и хвост которой тут же пустили на уху.
Все бы ничего: наваристая ушица, крепкий самогон, хорошая компания. Но жуткое количество насекомых сделало отдых невыносимым. И самым страшным двукрылым оказался слепень, которого в простонародье называют “бзык”. Это такая муха, которая безжалостно сосет кровь загорающих и купающихся. Стоило только выйти из воды, как бзыки облепляли все тело.
Согнать этих тварей с первого раза было невозможно, они просто не хотели отрываться от упитанных алматинских туристов, которые случайно попали в эти края.
Доходило до того, что вместе с водой по моей спине стекали капельки крови из многочисленных ранок, оставленных “крылатыми вампирами”. А вечером приходилось спасаться от комаров, которые тоже истосковались по свежей кровушке отдыхающих. В итоге первый день отдыха в Жезе превратился для нас в День донора.
На этом экстрим не закончился. Когда стемнело, наша компания разделилась: мужчины решили ночевать в палатке, женщины устроили себе ложе, откинув заднее сиденье автомобиля.
В момент, когда измученные бзыками и горячительными напитками рыбаки поползли на места ночлега, раздался жуткий вой. Это вышли на охоту шакалы.
Хоть они и питаются падалью, но могут напасть и на человека. Пока шакалий крик не растаял в ночной степи, мужчины не сомкнули глаз. Но нет худа без добра. Количество пойманной рыбы к утру увеличилось вдвое.
Возвращались тоже с приключениями: степная дорога была настолько ухабистой, что мы потеряли два колпака от колес автомобиля. Так и не нашли. Может, в следующем году подберем, когда поймаем очередной бзык?
Отдых с приставкой “био”
Большинство туристов привлекает вовсе не рыбалка на плёсах, а отдых на Кенгирском водохранилище. Этот водоем растянулся почти на 40 километров и окружил практически весь город. Такого количества бесплатных мест для купания, пожалуй, нет в Казахстане.
Прошел двести метров от дома, бросил полотенце – вот тебе и пляж! И на удивление, чистый.
На берегу познакомилась с карагандинкой, которая с двумя маленькими детьми приехала отдыхать в Жез. По ее словам, купание в Кенгирском водохранилище стало для нее ежегодно обязательным. Для нас тут отдохнуть дешевле, чем в Подмосковье: почему российские туристы рвутся на Балхаш
Ж.-д. билет от Караганды до Жезказгана можно купить за 3000 тенге. Снять квартиру за 4 000 тенге в сутки.
Отдых в Боровом или на Балхаше ей обошелся бы в десять раз дороже. А тут вполне приличный водоем. И где бы ни поселился – все равно окажешься на береговой линии. Одно ее смущает: байдарщики.
В Жезказгане находится специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ. И во время заплывов тренер одаривает спортсменов таким забористым словом, что даже отдыхающие начинают активнее грести ластами…
Благоустроенные городские пляжи в Жезе – по пальцам пересчитать. Посетили один из них. “Лагуна” называется. Там и песочек, и лежаки, и зонтики с катамаранами. Вход – 300 тенге. Но как в суровом городе металлургов на благоустроенном пляже и без экстрима?
Туалет на территории пляжа закрыт на здоровенный амбарный замок. Чтобы справить нужду, отдыхающим приходилось выходить за ограждение и пользоваться одиноко стоящей пластиковой кабинкой.
Похоже, когда-то этот “футляр” был биотуалетом. Сейчас напоминанием о приставке “био” служит только содержимое выгребной ямы. И, наступая на хлипкий пластиковый пол, опасаешься – как бы не оказаться в этом самом “био” по самую макушку…
Да. Администрация здесь тщательно следит за чистотой и безопасностью (на каждый квадратный метр акватории пляжа приходится чуть ли не по тридцать три спасателя). Но местные жители предпочитают отдыхать в менее благоустроенных местах. Видимо, хватает острых ощущений.
Под музыку летающих ракет
Жезказган – типичный советский город, построенный близ медного месторождения. Пессимист назвал бы его медленно умирающим. Оптимист – оживающим. Местные жители стараются его оживить: появляются новые магазины, рестораны и кафе. В городе регулярно проходят концерты на главной площади, где выступают как приглашенные артисты, так и местные.
Побывали на репетиции одной такой группы под названием “Атмосфера”. Ребята облюбовали один из подвалов, соорудили там музыкальную студию и оттачивают свое мастерство почти в экстремальных условиях.
В июне прошлого года музыканты буквально взорвали сцену на городском мероприятии “Молодежь против наркотиков”. Сотни людей, собравшихся на площади, пели песни Виктора Цоя. И все это на фоне построек середины XX века и панно с изображениями ракет и Юрия Гагарина.
В Жезказгане есть множество объектов, которые напоминают, что рядом космодром Байконур и само пребывание в городе экстремально. Это и памятник Покорителям космоса, и бульвар Космонавтов, и стела Космос, которую местные жители прозвали “Колючкой”.
А что касается падающих обломков ракет, то, возможно, они и ржавеют где-то близ Жеза. Но когда я там была, ни один турист от них не пострадал.
Римма ГАХОВА, АЛМАТЫ