Казахстан - родина амазонок: сколько правды в этом мифе - Караван
  • $ 523.17
  • 550.06
0 °C
Алматы
2024 Год
3 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан - родина амазонок: сколько правды в этом мифе

Казахстан - родина амазонок: сколько правды в этом мифе

Долгое время считалось, что племена амазонок - не что иное как плод фантазий поэта Гомера. Сейчас же ряд ученых утверждает, что амазонки действительно существовали, причем истоки мифов о девах-воительницах - в наших степях.

  • 1 Ноября
  • 15375
Фото - Caravan.kz

В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Эпос — ложь, да в нем намек

Первое письменное упоминание о девах-воительницах встречается именно в трудах Гомера, причем поэт говорит о событиях пятивековой давности. В «Илиаде» и «Одиссее» есть немало описаний фантастических существ, несуществующих земель и прочих чудес, поэтому художественное произведение даже в те времена не воспринималось как документальный источник. Лишь экспедиция Генриха Шлимана по поиску Трои в 1873 году изменила отношение в трудам Гомера. Шлиман отыскал легендарный город именно там, где описывал поэт. После этого появилась версия, будто Гомер описывал абсолютно реальные события, но значительно приукрашивая их фантастическими деталями.

Несмотря на это, племена амазонок считались мифическими вплоть до 70-х годов ХХ века. Тогда стали появляться версии о том, что прообразом дев-воительниц стали племена, прибывшие в Причерноморье и Приазовье из Азии, в том числе и из казахских степей.

Одной из причин появления этой версии является тот факт, что рассказ Гомера об амазонках перекликается с его же повествованием о племенах с востока, появившихся 500 лет назад близ Эллады. По описанию поэта, эти племена не слезали с лошадей, отличались суровым нравом, пили кобылье молоко и отлично сражались.

Первые изображения показывают амазонок либо обнаженными, чтобы подчеркнуть их половую принадлежность, либо в коротких рубахах. Одевать дев-воительниц в греческие и римские доспехи стали уже более поздние живописцы. Сгенерировано нейросетью.

Появление  в повествовании амазонок и странных племен «доительниц кобылиц», как их называет Гомер в «Илиаде», по временному отрезку точно совпадает с реальным историческим фактом появления скифов в том регионе.

Кроме того, само слово «амазонка» не соответствует правилам греческого языка, а следовательно, является заимствованным, вероятнее всего, из монгольского. Из языков, имевших хождение во времена Гомера, фонетически слово «амазонка» ближе к фразе «эментгей зонг», то есть «народ женщин». Хотя есть созвучие и с древнеиранским «а мазос», то есть «большегрудая». Тут есть несколько пренебрежительный и сексистский оттенок. Дескать, с таким бюстом надо мужа радовать, а не воевать. Версия о том, что слово произошло от греческого «амазос», то есть «безгрудая», давно устарела. Амфоры, на которых впервые изображают амазонок, напротив, украшены вооруженными дамами с довольно пышной грудью.

Что с них взять? Дикари-с!

Если Гомер даже в свою эпоху считался автором, не брезгующим вставить в свой рассказ кучу вымысла, то Плутарх и Геродот имели авторитет очень серьезных ученых мужей, не допускающих в своих трудах легкомысленных заключений и фантазий. Конечно, от ошибок и они не были застрахованы. Даже то, что Геродот, Плиний Старший и Плутарх видели своими глазами, они трактовали совсем не так, как это было на самом деле. При изучении чужих племен не учитывался чуждый менталитет. Сказывался и языковой барьер. Свою роль играла и «повесточка» того времени. Ни в коем случае нельзя было утверждать, что у диких варваров хоть что-то лучше, чем у просвещённых и цивилизованных греков. Вот труды античных авторов и дошли до нас сильно искажающими реальное положение вещей, но основные исторические явления описаны там довольно подробно.

Античные авторы серьезно относились к изучению быта чужих народов, но языковой барьер и разница менталитетов приводила к грубым ошибкам в научных трудах. Сгенерировано нейросетью.

Таким образом, в описании быта вымышленных амазонок и вполне реальных скифов есть много общего. Порой создается впечатление, что авторы сами не могут определиться, говорят ли они о кочевых племенах или войсках дев-воительниц.

И там и там описываются дикие, на взгляд изнеженных греков, нравы. Например, что женщины считают себя равными мужчинам, пьют наравне с ними хмельные напитки, а в ссорах решают проблемы не плачем, как гречанки, а кулаками. Тут в очередной раз можно заметить, какие парадоксальные курьезы преподносит нам история. Сейчас сторонники патриархальных отношений утверждают, что проклятая Европа научила покорных азиатских женщин всяким глупостям вроде феминизма и эмансипации. А около 2500 лет назад, наоборот, европейские мужики ныли, что азиатские племена подают нормальным женщинам плохой пример своей раскрепощенностью.

Описание одежды, кулинарных пристрастий и обычаев скифов и амазонок тоже частенько очень схожи.

Это уже намного позже художники стали одевать амазонок в греческие тоги, рисовать им доспехи, как у героев Эллады, и, наконец, изображать их белокожими блондинками. Первые упоминания амазонок описывают дев-воительниц как смуглых брюнеток.

На основании этого можно предположить, что именно появление скифов в Причерноморье и породило мифы о существовании племен, состоящих из одних женщин.

У Эллады поселился замечательный сосед

Доподлинно неизвестно, почему именно племена кочевников с территории нынешнего Казахстана и Алтая 2700 лет назад отправились покорять Причерноморье. По основной версии причиной тому стало резкое изменение климата. Якобы в наших степях так сильно похолодало, что невозможно стало ни прокормить скот, ни коротать суровые зимы в в жилищах из войлока и шкур. Некоторые историки связывают переселение скифов с укреплением народов на территориях нынешнего Китая. Грабить их стало не так просто, как раньше, да и войска Поднебесной все чаще стали проводить «спецоперации», громя племена кочевников, чтобы те не успели напасть первыми.

Рассказы о племенах дев-воительниц есть не только у греков. Амазонки упоминаются и у китайского дипломата Чжан Цяна. В его трудах тоже много схожего в описании быта скифов и амазонок. Сгенерировано нейросетью.

Не исключено, что верны обе версии. Тут и агрессивные соседи не дают житья, и погода испортилась, так что лучше выдвинуться в теплые края, где живут киммерийцы, не способные дать серьезный отпор суровым степным воинам.

В свою очередь, греки тоже не испытывали особо теплых чувств к киммерийцам, считая их варварами. Но то были свои, привычные варвары, чьи традиции давно изучены. А вот чего ждать от скифов, неизвестно, поэтому военным поражениям киммерийцев греки были явно не рады, и к пришедшим на их место племенам отношение было крайне осторожное, а слухи рисовали захватчиков соседних народов совсем уж чудищами не из мира людей.

Так путаница между историями о реальных скифах и вымышленных амазонках попала на очень благодатную почву народной молвы.

Один из самых распространённых мифов об амазонках — это описание дикой традиции выжигания груди. Дескать, бюст деве-воительнице мешал бы стрельбе из лука. Как показывают результаты профессиональных лучниц, грудь великолепной стрельбе из лука практически не мешает. Кроме того, известно о шотландских, скандинавских и даже африканских женщинах, которые в трудные времена сражались и охотились наравне с мужчинами. Про них подобных легенд не складывали.

Манера стрелять из лука в античные времена отличалась от современной. Стрелу поднимали до уровня глаз, а луки были короткими. При такой стрельбе тетива никак не могла задеть даже очень большую грудь. Так что миф об амазонках, выжигающих себе грудь ради более удобной стрельбы, мог появиться только лет на 500 позже первого упоминания амазонок. Сгенерировано нейросетью.

Есть еще один шокирующий миф об амазонках. Несколько античных авторов утверждали, будто суровые женщины тут же убивали младенцев мужского пола. Взрослых же мужчин амазонки брали в плен лишь на одну ночь, чтобы те оплодотворили как можно больше дев, а утром ставших ненужными пленников жестоко убивали.

Эти мифы появились в греческих полисах, как способ влиять на женщин. Изнеженные греки до брезгливости презирали скифов и прочие кочевые племена. Все связанное с кочевниками считалось мерзким и противоестественным. Примерно как сейчас критики западных традиций вспоминают в первую очередь не высокий экономический рост этих стран, и не развитую социальную систему, а гей-парады, однополые браки, многочисленные гендеры и всякие гримасы толерантности.

Для обычной девушки из древней Греции сравнение со скифской женщиной было страшным оскорблением. Стоило ей резко возразить мужчине или сделать что-то без его разрешения, как ее сравнивали с амазонкой. Дескать, ты сегодня мужу перечишь, а завтра пойдешь себе грудь выжигать и своих детей убивать.

Как мы помним из истории, работало такое лишь с обывателями. Высокопоставленные дамы, вроде Мессалины, были крайне эмансипированы даже по современным меркам. Они без стеснения лезли в государственные дела, манипулировали мужьями, не брезговали спать с рабами. Сравнение с амазонками им, скорее, льстило.

Несмотря на сплетни и домыслы, греческих мужчин к скифским женщинам сильно тянуло. Может быть, мужская часть населения пресытилась скромностью и покорностью гречанок, и им хотелось дам погорячее, не лишенных первобытной страсти. А может, просто хотелось некой экзотики в личной жизни. Но практически во всех описаниях суровые амазонки рисовались как невероятные и очень страстные красавицы. Изображением амазонок украшались вазы, образ прекрасной воительницы рисовался и на стенах для украшения жилища.

Меня зовут юнцом безусым

Даже сам факт появления амазонок был окутан ореолом романтики. Считалось, что это дочери самого Ареса — бога войны. В матери же им записывали богиню Гармонию. Этот парадоксальный брак и породил столь противоречивое племя. Ведь Аресу нравилось насилие и разрушение, а Гармонии — мир и созидание. Хотя слияние двух противоположностей могло породить только нечто противоестественное – женщин, которые вместо того, чтобы дарить жизнь, ее отнимают.

Миф о том, что амазонки поклоняются мечу, воткнутому в специально возведенный для это холм, возможно, не лишены оснований. Хотя мечами, в обычном понимании этого вида оружия, кочевники практически не владели, а использовали длинный нож, с клинком в 30-40 сантиметров. Это, скорее, был обоюдоострый мачете, чем меч. Воткнутый в вершину холма он бы выглядел не настолько эффектно, чтобы ему поклоняться. Скорее всего, эта легенда появилась из за традиции скифов и сарматов возводить курганы для умерших. К сожалению, археология пока не может восстановить все тонкости погребальных ритуалов того времени. Известно только то, что усопших провожали в загробный мир, снабдив золотом, оружием, посудой и прочими необходимыми вещами. А вот какие ритуалы разыгрывало племя в день похорон, неизвестно. Не исключено, что туда входило втыкание меча в вершину кургана и какие-то обрядовые песни. Сейчас это невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Скифы не делали культа из оружия, а короткие мечи использовались и в быту, так что поклонение акинаку — скорее всего, миф. Сгенерировано нейросетью.

Тот факт, что женщины кочевых племен сражались наравне с мужчинами, а порой и лучше, в доказательствах не нуждается. Археологические раскопки скифских и сарматских курганов не раз обнаруживали женские скелеты со следами травм, явно полученных в жестоком бою. Но даже если женщин среди воинов было около половины, то откуда появились мифы о войсках, состоящих исключительно из женщин?

Насчет этого существует довольно любопытная версия. Якобы все враги, с которыми довелось встречаться древним грекам, обладали пышными бородами. В свою очередь далеко не все кочевые племена генетически расположены к обильной растительности на лице. Так растерявшиеся греческие воины могли принять безбородых мужчин за девушек. В пользу этой версии говорит еще тот факт, что миф о кентаврах появился, когда греки увидели скифов на лошадях. Кочевники были настолько искусными наездниками, что на поле боя казалось, будто они одно целое с конем. Если так трудно отличить всадника от неведомого животного, но разглядеть в пылу сражения жидкую бородку тем более невозможно.

Грекам чаще приходилось сражаться с племенами, чьи воины имели пышные бороды. Гладколицых противников они могли принять за женщин. Сгенерировано нейросетью.

Плюс ко всему боевая одежда скифов не имела четкого разделения на мужскую и женскую, прически, а именно спутанные длинные волосы, были у обоих полов, и существенной разницы между типом оружия тоже не было. Вдобавок кочевники очень рано выходили на поле боя, и среди воинов были и подростки, с совсем тонкими чертами лица. Их издалека тоже можно было принять за девушек.

А нормальные мужики в ваших Афинах есть?

Так ли уж не любили мужчин женщины кочевых племен , как это описывают Геродот и Плутарх , если считать версию о скифском происхождении амазонок верной? Все говорит в пользу того, что с личной жизнью у скифских дам был порядок. Они жили с мужьями в одном жилище, стряпали им обед, воспитывали детей.

Этот миф родился, скорее, из-за разницы менталитетов. Греки встречались со скифами не только на поле боя, но и в более мирной обстановке, например, при торговле.

Теперь представим, какие чувства могла испытывать суровая кочевница, когда ей приходилось общаться с греком. Она привыкла к другим стандартам мужской красоты и маскулинности, а тут вместо нормального, на ее взгляд, мужика в одежке из шкур и толстой кожи приходил субтильный субъект, замотанный в простынку и благоухающий благовониями, как цветочная поляна. Он разговаривал не как положено мужчине, гортанно и громко, а певуче что-то шептал, и его движения были плавными и размеренными. Кроме того, он боялся коней, пил разбавленное вино. На такого неженку нельзя положиться ни в бою, ни в семейной жизни.

Утонченные греки могли казаться скифским женщинам недостаточно маскулинными, что и породило миф о ненависти амазонок к мужскому полу. Сгенерировано нейросетью.

Возможно, что греческий воин мог вызвать у скифской женщины как минимум уважение, а может быть, и более серьезные чувства. Но воины летописей не вели, а нрав амазонок описывали как раз вот такие неженки в белоснежных тогах.

Вот и вызывали греки у скифских женщин в лучшем случае смех, а если тот  еще пытался, как сейчас говорят, «включить мужика», то и агрессию.

Так же, по всей вероятности, и появился миф, что амазонки обучают девочек только военному делу.

Быт кочевых народов таков, что каждый член племени должен был иметь как больше любых навыков. Поэтому и мальчиков, и девочек одинаково учили всему, что будет необходимо: готовить еду, стрелять из лука, владеть оружием, шить одежду.

Это оседлые племена могли позволить себе разделить труд на мужской и женский. Учить девочек стряпне и вышиванию, а мальчиков — владению оружием.

У скифов владеть оружием учили как мальчиков, так и девочек. Это показалось грекам довольно странным. Сгенерировано нейросетью.

Вот у греков и вызывал шок вид девочки, которая стреляла из лука получше иных мужчин.

В заключение стоит подчеркнуть, что версия о скифском происхождении амазонок — это лишь гипотеза. О ее состоятельности говорят многие факты, но окончательное заключение могут дать только более глубокие исследования.

Тем не менее главный факт точно неоспорим. Есть немало примеров, когда женщины из наших степей на поле боя показывали чудеса отваги. Это и царица Томирис, и Алия Молдагулова, и Маншук Маметова. Сколько же женщин брали в руки оружие, чтобы защитить свою семью и свою землю, подсчитать невозможно, но перед их доблестью точно меркнут легенды об искусных амазонках.