Недавние сообщения СМИ о масштабных автомобильных авариях на перевалах и трассах по югу Казахстана заставили многих «путешественников зимнего сезона» сделать выбор в пользу железной дороги. Из соображений безопасности.
Между тем вопрос безопасности нынешних поездов железнодорожного парка страны еще с весны прошлого года частенько становился одним из самых обсуждаемых. На тот момент пополнение железнодорожного парка 150 новыми, можно сказать, миниатюрными китайскими вагончиками практическими всеми, чья жизнь так или иначе связана с железной дорогой, было воспринято однозначно на «ура».
Сообщения о том, что парк железнодорожных вагонов давно устарел, ни у кого не вызывает удивления. Так, в октябре прошлого года стало известно, что у 36% эксплуатируемых в Казахстане вагонов срок использования превысил 20-летний стаж.
И еще 19% пассажирских вагонов гуляют по шпалам Казахстана уже свыше 28 лет.
Потому июньское известие госсанэпиднадзора Казахстана о том, что «новенькие» китайские вагоны, вставшие на смену отбегавших свое советских машин, вредны для здоровья людей, вызвало довольно мощный резонанс в обществе. Его отголоски раздаются еще сегодня.
Так, в первую рабочую неделю нового года АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» выступила в противовес заявлениям главного санитарного врача РК Анатолия Белонога по поводу несоответствия вагонов производства КНР санитарно-эпидемологическим нормам.
«Первый за годы независимости Казахстана проект по обновлению железнодорожного парка страны оказался под угрозой срыва», — заявила Эльмира Ибатуллина, председатель совета директоров «Астана-Финанс» на пресс-конференции, призванной ответить на вопрос: «Китайские вагоны: безопасны ли они для пассажиров»?
В целом же отвечать на все вопросы журналистов по этой «живой» теме, к слову, битком заполнивших маленький зал Казахстанского пресс-центра, пришлось именно госпоже Ибатуллиной, заявлявшей о необоснованном вмешательстве в их предпринимательскую деятельность. «Это привело к приостановке хозяйственной деятельности компании в части исполнения договорных обязательств перед АО «НК «КТЖ» по поставке пассажирских вагонов», — сказал представитель «Астана-Финанс».
Стало известно о поданном ими заявлении в финансовую полицию о возбуждении уголовного дела в отношении главных санитарных врачей на транспорте, Юго-Восточного регионального управления санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте и главного государственного санитарного врача страны, которые «стали препятствовать ввозу вагонов на территорию РК».
Еще один официальный документ с просьбой вмешательства в сложившую ситуацию вокруг «китайских вагонов» от имени компании был отправлен в адрес премьер-министра РК Карима Масимова.
Между тем, все эти заявления в свете признания органами прокуратуры недействительными предоставленные сертификаты АО «ЛК «Астана-Финанс» на пассажирские вагоны, выданные ТОО «Аналитик-АФ» о признании международных сертификатов КНР, больше похожи на акт мщения.
В конце декабря уже прошлого года главный «виновник», по мнению «ЛК «Астана-Финанс» и главный государственный санитарный врач Казахстана Анатолий Белоног заявил о своем намерении обратиться в Верховный Суд, если нарушения по китайским вагонам не будут устранены. «Суд — самая последняя инстанция. И мы постараемся дойти до Верховного Суда», — отмечал он. За все время разбирательства по этому делу было проведено около 30 заседаний, посвященных вопросу запрета ввоза и эксплуатации вагонов КНР на территории нашей страны.
Само дело стало своеобразным продолжением активной переписки и длинной череды судебных разбирательств с 2006 года по вопросу несоответствия действующих требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по несоответствию «Общим техническим требованиям на пассажирские вагоны производства КНР, поставляемые в Казахстан…», утвержденным АО «НК «Казахстан ТемирЖолы».
Между тем главный вопрос — безопасность пассажирских вагонов китайского производства как-то незаметно отошел в тень. В результате повторной экспертизы, проведенной совместной комиссии представителей АО «Пассажирские первозки», АО «ЛК «Астана-Финанс», ТОО «Научно-аналитический центр» Тянь-Шанского локомотиво-вагоностроительного завода КНР и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РК, подтвердившей содержание ядовитых веществ в китайских вагонах, Анатолий Белоног сделал заключение, что «вагоны крайне опасны, и их эксплуатацию необходимо немедленно остановить».
Но вот незадача, по словам Эльмиры Ибатуллиной, эти выводы были сделаны преждевременно: «Удивление вызывает то обстоятельство, что главный санитарный врач сделал публичное заявление, не дождавшись завершения работы специальной совместной комиссии».
«Проблема существует. Но это, прежде всего, следствия устаревшего парка железнодорожных вагонов, — отметила госпожа Ибатуллина, — в Казахстане пассажирские вагоны не обновляются по 25 лет! Те устаревшие составы, что еще «бороздят» просторы нашей страны, еще больше не соответствуют международным стандартам. По крайней мере, на данный момент механические неисправности у китайских вагонов не обнаружены».
Однако, что бы они ни говорили, это мы с вами — самые что ни на есть обыкновенные пассажиры. И на нас тоже «играют». Причем, как одна, так и другая сторона.
Господин Белоног приводит как доказательство факт опроса: «377 пассажиров и 31 работника поездных бригад, из которых у 45 человек было выявлено ухудшение самочувствия: головная боль, чувство утомляемости, слабости, нехватка воздуха…».
«В нашем распоряжении свыше 300 писем с «хорошими» откликами о китайских вагонах», — в противовес заявляют представители «Астана-Финанс».
Честно говоря, когда мне пришлось недавно впервые войти в китайскую «кабинку» (купе, то есть), сначала я ужаснулась тому, что все-таки болею клаустрофобией.
Узкое купе, где расстояние между полками едва равняется ширине моих плеч, заставило с быстротой молнии опробовать длину кровати — тоже коротковато. Ничего, свыклась. Говорят же, человек ко всему привыкает, даже к собственным страхам. Трудновато было бороться со спертым, специфическим запахом, который возник уже на второй час закрытого купе. Ничего, тоже привыкла. И доехала. Без приключений и обмороков. Наверное, потому что пока энергична и молода.
Только вот кто прав в этой ситуации? Разбирательство продолжается. Потому пресс-конференция на свой главный вопрос так и не смогла ответить…
Быть может, что-нибудь прояснит лабораторное исследование атмосферного воздуха вагонов на такие вредные химические вещества, как ксилол и стирол, которое пройдет 15-16 января?
Все желающие понаблюдать за ним могут смело обращаться в «Астана-Финанс».