Воры вскрывают дома, гаражи, сараи, не гнушаются выкапывать зеленые насаждения. Но не все пострадавшие обращаются в полицию, считая это пустой тратой времени и нервов.
С открытием дачного сезона многие владельцы участков с ужасом обнаружили – на их территории побывали “гости”, и не раз. Сбитые или мастерски открытые замки валялись возле ворот, домов, а в дачных строениях, гаражах люди недосчитались садового инвентаря, строительных инструментов, газовых баллонов, запчастей, посуды – кастрюль, казанов, самоваров, старых электрочайников. Зло-умышленников не остановили ни высокие заборы, ни записки вроде: “Не беспокоить – воры уже были”.
Как рассказали дачники, на одном из участков “гости” выкопали 5 молоденьких елочек. Кстати, несколько лет назад на Есикских дачах Енбекшиказахского района был задержан любитель пионов – он похитил у пенсионерки, занимающейся разведением цветов, более 300 штук кустов. А потом их продавал тем же огородникам.
Нашу дачу постигла печальная участь во 2-й раз – неизвестные сбили замки на воротах, сарае и вынесли разные металлические предметы, стройматериалы, лейки, мангал. Правда, последний мы нашли на соседнем участке – видимо, нести его было тяжело. Удивило, что забрали запасы сухого хлеба, который в размоченном виде предназначался для полива растущих овощей, дрова. Судя по следам ржавчины на замках, мангале, кража совершена в разгар зимы, когда на дачном массиве остаются лишь постоянно проживающие люди. Ну а чтобы сторож садоводческого кооператива не заметил следы преступления во время обхода, сбитый замок на воротах бережно замотали пакетом.
– Орудуют свои же, живут где-то неподалеку, – предполагают люди, с которыми я обсуждала этот больной вопрос.
Заметно оживились и скупщики металла – в выходные грузовые машины курсировали по улицам огромного дачного массива (более 15 садоводческих товариществ) одна за другой, высматривая “добычу”. Здоровые мужчины заходили на участки и предлагали хозяевам сдать ненужный металл. Действовали нагло – хватали попавшиеся под руку предметы и сразу тащили к машине. Обещали заплатить по 60–70 тенге за килограмм. При этом весов не имели, взвешивали металл на глаз. Вытащив тяжелые предметы из огорода, давали растерянным владельцам символичную сумму – 1 000–1 500 тенге. При этом давили на жалость: хозяйка, мы безработные.
От их наметанного глаза не ускользнула тяжелая металлическая печь на нашей территории – хотели забрать, но мы не дали. Пришлось спрятать, чтобы ненароком не увезли.
Чтобы защитить свое имущество, многие разрисовывают краской заборы, печки и всё, что могут унести злоумышленники: дескать, если украдут, хотя бы можно опознать в пункте приема металла. Хотя шансы ничтожно малы – львиная доля их действует нелегально.
Три года назад сенатор Едил МАМЫТБЕКОВ озвучил следующие цифры: по Казахстану работает более 7 тысяч пунктов приема цветного металла, более 80 процентов первичной заготовки и сбора лома приходится на физических лиц, которые являются самозанятыми, – их более 100 тысяч человек.
Дачники считают: подобные пункты должны старательно проверять полицейские, ведь скупщики собирают металл у всех подряд. Здесь же могут оказаться исчезнувшие с их участков предметы, канализационные люки с дорог, ограждения с кладбищ.
После серии краж изобретательные садоводы-любители устанавливают на своей земле капканы. Правда, в них уже попадали соседские собаки и по неосторожности – сами люди. Говорят, сигнализация тоже не выход – дачный массив находится в 55 километрах от Алматы. Но напугать вора может. Поэтому старожилы советуют не экономить на сигнализации, добротных решетках и не держать на виду предметы, привлекающие внимание. Ведь кражи фазендного имущества были и 20, и 30 лет назад. В соцсетях о них нередко сообщают дачники Талгарского, Енбекшиказахского районов. И здесь предметы, на которые охотятся воры, всё те же.
Садоводы предлагают вблизи крупных дачных массивов установить пункты полиции. Ведь в Алматинской области – более 700 дачных сообществ, из них более 670 находятся на территории Алматинской агломерации. По самым скромным подсчетам, на дачах постоянно проживают более 200 тысяч человек. Интересно, что думают по этому поводу полицейские?
Продолжение следует.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ