Каскадеры. Автофокусы с риском для жизни - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Каскадеры. Автофокусы с риском для жизни

Каскадеры. Автофокусы с риском для жизни

Как делают автомобильные трюки в кино, какие машины для этого используют и как их готовят? Об этом и многом другом “КАРАВАНУ” рассказал постановщик трюков, известный казахстанский каскадер, член Международной академии трюка, руководитель группы каскадеров “Лидер” Александр ТЕРЕХОВ.

  • 19 Декабря 2014
  • 3851
Фото - Caravan.kz

Мы встретились с Александром в городе Капшагае Алматинской области, куда он приехал на съемки нового российского фильма “Отпуск в декабре”, посвященного событиям афганской войны.

Как укрепляют автомобиль

– На каких автомобилях каскадеры выполняют трюки?

– Смотря для чего нужен автомобиль. Например, для дрифта (управляемый боковой занос с сильной пробуксовкой) необходима “классика” – авто с задним приводом. Из-за конструктивных особенностей такую машину намного легче “сорвать” в занос, и она гораздо выигрышнее будет смотреться в кадре.

– Как перед съемками готовят машины для трюков?

– Опять все зависит от того, какой трюк предстоит выполнить. Так, для дальних прыжков с одного трамплина на другой можно использовать обычную машину. На съемках фильма “Охота за призраком” я прыгал на расстояние в 12 метров и в момент приземления пробил подвеску. В случаях, когда машина должна перевернуться на крышу один или несколько раз, а тем более упасть кверху колесами с высоты или перевернуться после дальнего прыжка, салон необходимо подготовить.

– Автомобиль готовят техники?

– Нет, сами каскадеры. Технической бригады у нас обычно нет, но даже если бы она и была, то подготовка машины к трюку происходит под пристальным наблюдением постановщика трюков и того самого каскадера, который будет его выполнять. Сначала укрепляют изнутри салон. Для этого берут металлические трубы, обязательно без швов! Из них сваривается специальный каркас. Чем больше машине придется совершить переворотов, тем больше должен быть диаметр труб и толще их стенки.

– Правда ли, что джипы, специально оборудованные для езды по бездорожью, – идеальные машины для выполнения каскадерских трюков?

– Это не так. Во-первых, у них недостаточно укреплена крыша, поэтому, если джип перевернется, то его дуги, усиливающие крышу, могут не выдержать нагрузки. Водитель и пассажиры рискуют получить тяжелые травмы или даже погибнуть. Во-вторых, джипы отличает высокий центр тяжести.

Чтобы шею не сломать…

– Что еще изменяют в машине кроме сваривания каркаса?

– Очень часто мы ставим трюки, в которых предполагаются пиротехнические эффекты с возгоранием машины. Чтобы каскадер не получил ожогов, из салона удаляют всё, что может загореться: сиденья, обивку, пластик и т. п. Когда по сценарию под машиной должна взорваться мина, то под днищем укрепляют специальный пневматический ресивер, который в определенный момент переворачивает машину. Ресивер необходимо надежно прикрепить к каркасу автомобиля, иначе его может оторвать. Кстати, в последнее время мы для прыжков вместо трамплина стали использовать пневмооборудование. Как выяснилось, оно лучше выталкивает машины в воздух. Иногда, чтобы добиться повышенной мягкости при приземлении, мы подпиливаем лонжероны, усиливаем подвеску. Ремни безопасности крепятся не так, как у обычных машин и у автомобилей для гонок, а от 4 до 6 точек. Каскадер, пристегнутый в салоне, не может ни пошевелиться, ни голову повернуть. Впрочем, ему это и не требуется: перед выполнением трюка необходимо смотреть только перед собой. Кроме того, устанавливаем специальное анатомическое кресло. Оно должно максимально снизить нагрузки, возникающие при приземлении, ударе машины о воду или при падении автомобиля с высоты.

– В каких фильмах вы снимались как каскадер?

– Во многих. Например, в “Шу-Чу”, “Баксы”, “Обратная сторона”, “Кто вы, господин Ка?”, “Земля людей”, “Небо моего детства”, “Дикое поле”, “Нереальная любовь”, “Астана – любовь моя”, “Лавэ”, “Ликвидатор”, “Братья”, “Баха и Таха”, “Меч Победы”, “Трубадур”, “Два пистолета”, “Олимпиада грабителей”, “Охота за призраком”, “Запрещенные танцы”, “Книга легенд”, “Ограбление по-казахски” – это все казахстанские ленты. Плюс российские картины – “След”, “Застава”, “Пятая центурия: в поисках зачарованных сокровищ”, “Крестная дочь, или Вендетта по-русски”, а также “Весь мир у наших ног” (Казахстан – США) и другие.

Автофокусы без опасности для жизни

– Когда вы исполняли так называемую “козу”, машину тоже заранее готовили?

– Конечно. Ведь “коза”, которая официально называется “американская бочка”, предполагает переворот в воздухе и приземление на колеса. Сначала каскадер разгоняет автомобиль, затем въезжает на специальный трамплин так, чтобы один рычаг подвески попал на полоз трамплина. Так как полозья расположены на разной высоте, машина получает вращательное движение и, взмыв в воздух, переворачивается вокруг своей оси на 180 градусов. В момент взлета, вращения и приземления водитель подвергается сильным перегрузкам. Поэтому необходимо, чтобы он был пристегнут к креслу очень надежно. Иначе получит серьезные травмы.

– Во сколько обходится пере­оборудование машины?

– По-разному, в среднем – около тысячи долларов.

– Как вы пришли в эту профессию?

– Мой отец был мотогонщиком, поэтому я тоже занимался автомотоспортом. Каскадерскую карьеру я начинал в автородео с группой “Сталь” как мотокаскадер. Когда группа распалась, уехал в Москву, работал там, потом в Прибалтике. Затем вернулся в Алматы и создал свою группу здесь.

– Существовали ли во время вашего становления отечественные наработки по автотрюкам?

– Да, такие как езда на машине на двух колесах, синхронные развороты на двух и более автомобилях. Но “американских бочек”, переворотов в воздухе не делали.

– Какую машину можно назвать самой надежной “каскадерской лошадкой”?

– По моему личному мнению, это старые немецкие автомобили. У них очень крепкие кузова и достаточно места между головой водителя и крышей. Это важно, так как во время выполнения трюков с переворотами в воздухе и падений машины на землю с высоты, даже несмотря на защитный каркас, крыша может смяться. Тогда каскадер получит травму головы…

– Вам не жалко разбивать машины на съемках?

– Раньше было жалко, но потом у меня выработался другой подход: теперь я смотрю на машины, как на расходный материал. Как далеко она полетит, как взорвется…