Картины как сигнал SOS - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-7 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Картины как сигнал SOS

Картины как сигнал SOS

Персональная выставка Виктора Сачкова, открывшаяся в Усть-Каменогорской городской библиотеке, – это дань деревне. Все картины созданы художником в глухом зыряновском селе Парыгино и доставлены в город, похоже, только для того, чтобы еще раз подать сигнал SOS: деревня вырождается, деревню нужно спасать!

  • 7 Марта 2008
  • 1649
Фото - Caravan.kz

Основной жанр Виктора Сачкова – портрет. “Раньше в деревне столько интересных лиц было! – говорит художник. – Красивых девушек, мужиков-бородачей… А сейчас мало – люди уезжают”.

Портреты у Виктора разные. Реалистические, с угадываемым характером и ясным отношением к жизни героя. И символические – взгляд самого художника, преломленный через судьбу человека. Например, “Философия жизни” – не то полусон, не то полуявь, грустный образ мамы, уже ушедшей из жизни. Полпортрета – молодая девушка военных лет, радуга надежд, затихающая гроза. Вторая половина – старческие морщины, седина и дорожка, по которой вслед за мамой уходит надломленный отец.

Есть у Виктора портрет его деда Емельяна, написанный к Дню Победы и выставленный как-то в Москве. Взрослый семейный человек, безумно любящий жену, детей. Художник изобразил его в окопе в часы затишья. Полевая почта принесла деду письмо, он прочел, закурил…

А работу “Точка зрения” Сачков создал под впечатлением векового спора реалистов с абстракционистами. Два художника доказывают друг другу свою правоту. Каждый с пеной у рта. “И оба от невежества, – резюмирует Виктор. – Ведь мир не может быть однополярным”.

Урок художественной культуры Виктор Сачков получил в детстве в своей деревне на Маркаколе.

– У нас в сельском клубе работала оформителем Мария Александровна Сакальская, – говорит художник. – Старенькая женщина, которой было за 70. Я иногда помогал ей рисовать, и мы сдружились. Бабушка была ходячей энциклопедией. Она родилась в Петербурге и была вхожа в круг поэтов и художников. В 1917 году ей было всего 20. Она видела Маяковского и Есенина. В то время весь мир бурлил новыми идеями в искусстве, культуре. И она впитала тот дух – неординарности, поиска, гениальности. Как-то Мария Александровна спросила, как я отношусь к абстракционизму. А я невежественным был и сказал, что это ерунда. И вот она стала рассуждать: “Кто ты в этом мире? Характер заковыристый, ты – запятая. Тебя окружает семья, твой обережный круг. А дальше – облака, радуга, простор. Это – твой портрет, твой взгляд на окружающее”. И я в корне пересмотрел свое отношение к абстрактному искусству. Человек прогрессирует в своем восприятии мира, и не обязательно оно должно быть реалистичным.

Первыми зрителями картин Сачкова всегда были сельчане. Еще в советское время ему поручили оформить фойе нового современного ДК в Парыгино. Художник во всю стену нарисовал пять муз – танца, поэзии, театра, музыки, живописи. “Дом культуры преобразился, сразу стало ясно, что это очаг культуры, – говорит Виктор. – Но я получил замечание от первого секретаря райкома. Он сказал: “Что за ерунда? Надо было нарисовать свинарок, доярок”.

Лет десять назад Виктор взялся за создание в Парыгино музея искусств! Со временем по замыслу художника он мог бы стать своеобразным центром возрождения культуры на селе. Но идея не воплотилась в реальность – у Зыряновского района на музей не нашлось денег.

Сейчас Сачков создает в Парыгино школу ремесел. И все с той же целью – увлечь селян красотой, талантливой работой. В поисках ткацкого станка он обошел все село. Кто-то на дрова изрубил, кто-то сломал и выбросил… Согласились отдать старинные реликвии две семьи, и еще три смастерили в местной школе. И сейчас в Парыгино дети осваивают искусство ткачества, создают дорожки, рушники, узоры. В планах мастера – изготовление валенок и национальных казахских изделий из войлока.

“Сейчас сельской культуры нет, вместо нее мутант какой-то, – вздыхает Виктор. – Но если поддержать местные дома культуры, создать музеи, открыть школы ремесел – культура вернется. И село возродится”.

Галина Вологодская, Виталий Елистратов (фото), Восточно-Казахстанская область