Лишившихся работы казахстанцев, да и всех желающих, с распростертыми объятьями ждут в дорожном строительстве. Как стало известно в ходе последнего заседания кабинета министров, на эту сферу потратят 680 миллиардов тенге.
– В текущем году объемы сдаваемых республиканских дорог в четыре раза больше прошлогодних. По местным дорогам будут проводиться ремонтные работы на 3,5 тысячи километрах. В истории Казахстана еще никогда не было такого объема запланированных работ, и наша задача – полностью их реализовать. Надо мобилизовать все ресурсы, – сказал в ходе заседания глава казахстанского правительства Аскар МАМИН.
К слову, чиновничий ресурс в условиях карантина работает на полную мощность: министерства, хоть и перевели основную часть сотрудников на удаленную работу, должны до середины мая представить свое видение выхода из всех кризисов.
И каждую неделю министры по-прежнему собираются на целый час вместе. Правда, теперь многие из них участвуют в заседаниях в режиме видеоконференции. На этой неделе, например, в одном помещении с Маминым были вице-премьеры Роман СКЛЯР и Алихан СМАИЛОВ. И даже о том, где и как будут строиться дороги, министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут АТАМКУЛОВ рассказывал из своего кабинета.
Частично на удаленку перешли и парламентарии. Теперь в пленарках очно участвуют лишь те из них, кто младше 60 лет. При этом всех депутатов рассадили друг от друга подальше – через пустое кресло.
– Конечно, не хватает нормальной работы. Хочется обсуждать законопроекты не только по телефону, но и при личных встречах. Кроме того, сидя дома, иногда я не имею под рукой какого-то важного документа, приходится его запрашивать. А это все время, – рассказывает мажилисмен Омархан ОКСИКБАЕВ.
Он из тех, кому в офис настоятельно рекомендовано не приходить. И как бы ни был сложен психологически удаленный режим, рекомендаций медиков Омархан Оксикбаев придерживается.
– Знаете, я из тех, кто к видеоконференциям привык давно. Мы ведь с 2015 года в режиме личного присутствия проводим только пленарный съезд партии, а все остальные встречи – в формате конференции. Это существенно экономит деньги, потому что не надо тратиться на командировочные расходы, не надо лететь в другой город ради одной лишь встречи. Главное – хорошо подготовиться, позаботиться о том, чтобы у всех ее участников была на руках вся информация, отладить технические вопросы, – рассказывает мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ.
Тем не менее, как признают депутаты, удаленный режим работы существенно увеличивает время рабочих онлайн-встреч.
– Иногда у нас на рабочей группе возникает ситуация, когда нужно мнение госоргана, который изначально не подключен был к обсуждению на данной конференции. Приходится звонить ответственному чиновнику, пересказывать ему фактически всё обсуждение, чтобы услышать его мнение, – говорит сенатор Серик БЕКТУРГАНОВ.
Сюда же стоит прибавить чисто технические вопросы: как признаются парламентарии, иногда кого-то “выбивает” из конференции, у кого-то пропадает звук… В общем, всё как у всех.
Так что, вопреки предположениям некоторых аналитиков о том, что после карантина многие виды деятельности так и останутся на удаленке, парламентарии выступают за работу в офисе. Это и проще, и удобнее, и быстрее.
– Сегодня, например, мы несколько часов обсуждали законопроект о парламентской оппозиции. И если при личных встречах такие обсуждения строятся в том числе на невербальных способах передачи информации – жесты, мимика плюс мы хорошо видим друг друга, можем понять, кто хочет взять слово, то сегодня, в формате аудиоконференции, приходилось даже повышать голос для того, чтобы быть услышанным, – признается Азат Перуашев.
Пока вся страна дружно привыкала жить в условиях карантина, депутаты рассматривали достаточно важные для страны инициативы. Так, из мажилиса в сенат переданы законопроекты “О мирных собраниях”, “О защите материнства и детства”, “О ветеранах” и многие другие. Всего в сенате сейчас лежат 15 законопроектов, в мажилисе – около 30.
– Мы понимаем, что очень важно их принять как можно скорее, но не хотим, чтобы в спешке страдало качество. Поэтому, соблюдая все меры предосторожности, продолжаем в рамках рабочих групп обсуждать все спорные моменты, – уверяет Серик Бектурганов.
Так, например, в рамках поправок в Закон “О ветеранах” предлагается существенно расширить список приравненных к ветеранам ВОВ. Но точно ли все достойные включены? Не получится ли в итоге, что кого-то просто забыли в спешке?
В то же время депутаты делают депутатские запросы, пишут письма в правительство с просьбами разъяснить тот или иной спорный момент.
– Я считаю, что нам надо сконцентрироваться на тех вопросах, которые сейчас волнуют общество больше всего. Да, мы видим, что некоторые моменты даже в ликвидации коронавирусной инфекции не работают. Так, до сих пор продолжаются жалобы врачей из различных регионов на руководство медучреждений. То, что эти конфликты все еще происходят, говорит о том, что что-то неправильно происходит. И, как правило, врачи, наверное, не будут зря возмущаться, потому что у них и без этого очень много работы в нынешней ситуации, – говорит Серик Бектурганов.
При этом депутат предлагает не рубить с плеча, а обстоятельно разобраться в причинах и после, когда эпидемия будет побеждена, вновь вернуться к этому вопросу и наказать виновных.
НУР-СУЛТАН