Карагандинская область: когда село – мало… - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Карагандинская область: когда село – мало…

Карагандинская область: когда село – мало…

Многочисленные государственные программы поддержки села  так и не могут остановить процесс массовой миграции сельской молодежи в города. Наш корреспондент, побывав в нескольких поселках Карагандинской области, увидела – почему.

  • 24 Июля 2015
  • 3346
Фото - Caravan.kz

Аул Балыктыколь: “планета Шелезяка”

В затерянном в степи ауле Балыктыколь сегодня проживает около 200 человек. Интернет, компьютеры и смартфоны здесь – чуждые понятия. Сотовая связь появилась недавно, и ловит сеть не везде. Добраться даже до ближайшего города – Шахтинска, жителям села проблематично:  общественного транспорта здесь нет в принципе, а личный – роскошь. Да и чужаку приехать в Балыктыколь тоже не так-то легко – только здесь я поняла в полной мере значение слова “бездорожье”.

Сто километров по трассе – к западу от Караганды – преодолели легко. Трудности начались с въезда на грейдерную дорогу, ведущую в нужный нам населенный пункт. Отдельные ее участки представляли собой месиво из воды и камней,  приходилось их объезжать по степи. В результате более короткий путь по грейдеру занял чуть ли не столько же времени, сколько все путешествие по трассе.

…Вид селения произвел шокирующее впечатление. На пригорке в центре  красовалась одинокая вышка, а вокруг стояли редкие ветхие домишки. На улице – ни души. Полуразрушенные строения, около которых паслись телята, дополняли сюрреалистичность картины.  

Мы поговорили  с местными жителями. 79-летний аксакал Шеру СЕЙТКАЛИЕВ – один из старожилов аула и помнит те времена, когда жить в Балыктыколе было престижно.

– Я сюда приехал 4 апреля 1965 года, – вспоминает аксакал. – В 70-е годы это было богатое животноводческое хозяйство. Сейчас трудно поверить, но в те времена здесь было 45 тысяч голов овец и тысяча голов лошадей. В хорошие времена здесь и людей жило много – почти 100 дворов. Сейчас осталось около 50.

По словам старожила, упадок начался  в конце прошлого века. Часто сменяющиеся руководители были заняты распродажей имущества крепкого совхоза, а вовсе не укреплением материальной базы и ростом благосостояния сельчан.

– В период развала все растащили, распродали – скот, технику, – поддержала мужа Алтыншаш АНЕСОВА. – Такую хорошую машинно-тракторную мастерскую разобрали… А ведь раньше здесь были пахотные земли, сеяли пшеницу, ячмень. Сколько джайлау было – не сосчитать.

Сегодня от былой славы образцового животноводческого совхоза ничего не осталось. Из социально значимых объектов – только акимат, медпункт и школа. И те, судя по внешнему виду,  не знали ремонта с советских времен. Врача в ауле нет, только медсестра. Школа под угрозой реорганизации.

– Наша школа сейчас – девятилетка, – поведала Алтыншаш-апа. – А теперь ее хотят сделать только до 5-го класса. Говорят, мол, детей мало. Но нам-то что делать? Ближайший населенный пункт – село Захаровка, в 90 километрах от нас. Если сейчас школу сократят, то многие родители, у кого дети старше возрастом, вынуждены будут уехать из Балыктыколя. Село совсем опустеет.

Станция Мырза: “великая засуха”

Жители маленького поселка, прилегающего к железнодорожной станции, уже более трех лет пытаются обратить внимание исполнительной власти на свои проблемы, главная из которых – отсутствие питьевой воды.  

­– Около 60 семей, живущих по соседству с щебеночным заводом, полностью лишены питьевой воды, – поведала “Каравану” член инициативной группы жителей станции Мырза Дина КАЮПОВА. – Раньше у нас была водокачка. А когда щебзавод выкупили частники, они нам ее отключили – трубы повытаскивали,  скважину разобрали.  

Сегодня жители станции Мырза возят воду флягами из колодца, что почти в километре от домов. Неудивительно, что огороды и домашний скот здесь – недосягаемая мечта.  

– Мы, пока сидели без воды, куда только не писали, – машет рукой член инициативной группы жителей  станции Мырза Вера ЧУМАЧЕНКО. – Вызывали депутатов, обращались в акимат. Они нас постоянно кормили “завтраками” – обещали провести водопровод “на следующий год”. Потом мы вроде бы попали под программу “Ак булак”. Сказали – нам выделили 22 миллиона тенге! Протянули из поселка Актау прямую линию до единственной колонки, что почти в 10 километрах от нас, – и все.  

Больше всего активисток Мырзы возмущает, что вместо живительной влаги они получили… муляж.

– Когда якобы восстанавливали колонки, приехал бульдозер, перекопал землю метров на 150 по линии прохода старой трубы, создав видимость замены водопровода, и уехал.

С 2012 года жители поселка Мырза, по их словам, пытаются достучаться до акима поселка Актау Айдоса АРДАБАЕВА, чтобы он содействовал в проведении воды к домам людей, живущих по левую сторону от железной дороги. Да только никаких внятных ответов кроме уверений “денег нет” и обещаний “на следующий год”, они не слышат.

– На дворе XXI век, а я лично каждые два дня вожу по 22 фляги из колодца! – возмущается Дина Каюпова. – Вода в этом колодце соленая, но нам деваться некуда, мы ее пьем, здоровье подрываем. Постоянно пишем в акиматы письма. А решения проблем так и нет.

Поселок Новостройка: “черная дыра”

Если кому-то причина проблем, описанных выше, видится в географической удаленности названных населенных пунктов от благ цивилизации, то поселок Новостройка это мнение на корню разрушает. Находится он в 15 километрах от Караганды, однако по количеству существующих здесь проблем и по их серьезности может потягаться с любой глубинкой. Жители Новостройки, коих насчитывается около 600 человек, не просто так свой поселок называют “черной дырой”.

– Наш поселок находится рядом с областным центром, а здесь нет ни освещения, ни телефонов, ни медицинской помощи. Даже фельдшер сидит в школе в одном кабинете с директором! – возмущаются они. – А по другую сторону трассы Астана – Алматы, в шести километрах от нас, – поселок Заречный. Так там все есть!

Как говорят жители Новостройки, к ситуации “ничего нет” они уже привыкли. Но последней каплей в чаше их терпения стало весеннее наводнение, последствия которого здесь никто устранять, по всей видимости, не собирается.

– Поселок очень сильно топило, до сих пор в домах, которые стояли в воде,  сырость, – рассказывает местная  жительница Меиз АШИКОВА. – Нашим жителям никакой компенсации не дали, сославшись на то, что якобы вода в дома не заходила. Но самое главное – размыло дорогу так, что к нам даже таксисты отказываются ехать. Мы спрашивали акима нашего Дубовского сельского округа Николая МЕДВЕДЕВА, когда сделают дорогу, и услышали в ответ: “Дорога подождет”.

“Ждут”, по словам активистов, уже несколько лет и другие проблемы.

– Школа-девятилетка у нас маленькая, старая и содержится на деньги родителей, – наперебой перечисляли их новостроевцы. – Мы скидываемся, потому что хотим комфортных условий для учебы своих детей. Боимся, что школу в нашем поселке закроют, когда в соседнем поселке Жумабек будет построено новое здание, и детям придется ездить далеко.

– В 2013-м нам провели водопровод по программе “Ак булак”, – поднял еще один болевой вопрос местный житель Сергей ФЕЛЬДМАН. – Но в течение двух с половиной лет этот водопровод нигде не числится, ни у кого на балансе не состоит.

Из-за отсутствия элементарных благ цивилизации, как считают сельчане, в десяти минутах езды от областного центра даже фермерские хозяйства открыть проблематично. Отчаявшись добиться решения наболевших проблем, жители Новостройки написали жалобу акиму Карагандинской области. Ждут ответа…

 Караганда