И как бы казахстанские власти не роптали по поводу загрязнения окружающей среды и не предъявляли штрафные санкции к иностранным разработчикам, заставить прекратить выбросы они вряд ли смогут .
Полностью отказываться от эксплуатации Карачаганака никто пока не собирается, в первую очередь это касается нашего родного отечества.
До окончания разработки Карачаганака еще 35 лет, к интенсивному извлечению нефтегазового сырья Карачаганакская интегрированная организация только начинает приступать. Лучше с самого начала найти конструктивный подход к решению всех проблем, которые возникают, нежели жить как кошка с собакой, не понимая друг друга. Исходя из этого принципа, КИО стала инициатором проведения экологического семинара по конструктивному обсуждению важных природоохранных вопросов и выработке согласованного мнения по улучшению охраны окружающей среды в связи разработкой Карачаганака.
Еще в начале 1999 года на начальном этапе разработки месторождения было принято решение о необходимости разработки мероприятий по снижению выбросов. По данным Западно-Казахстанского областного управления экологии в последние годы увеличились объемы промышленных выбросов, загрязняющих атмосферу. А потому нужно принять срочные текущие и превентивные меры по сокращению технологических отжигов. Карачаганакские менеджеры отмечают, что да, на месторождении производится отжиг газа, используется специальный горизонтальный факел для отжига. Но это делается в целях обеспечения безопасности на газоконденсатном месторождении, где пластовый газ содержит до 4% сероводорода. Кроме того в последние годы наметилась тенденция снижения доли выбросов от геологических потерь.
В прошлом году КИО разработала сразу два проекта мероприятии по сокращению отжига скважин: «Отжиг углеводородного сырья при скважинных операциях» и «Мероприятия по охране окружающей среды при проведении текущего и капитального ремонта скважин, ликвидации и консервации скважин и проведении работ по отжигу углеводородной смеси на скважинах». В первом проекте в целях сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу проведение всех испытании скважин будет проводиться через выкидные линии в направлении эксплуатационных объектов, с полным прекращением факельного отжига углеводородов. Предполагается, что этому будет способствовать строительство системы внутрипромысловых трубопроводов, позволяющая объединить эксплуатационный фонд скважин и перерабатывающие комплексы, в том числе перерабатывающий комплекс, который будет введен в строй летом нынешнего года.
Второй проект предусматривает принятие неотложных мер по реализации в 2003 году единых правил по разработке нефтяных и газовых месторождении РК в части исследования скважин, подключенных к установкам комплексной подготовки газа, без выброса и сжигания углеводородного сырья в атмосфере. Все это говорит о том, что начиная с нынешнего года КИО должна проводить исследования скважин без отжига.
Всего от прежнего оператора КИО в наследство достались 319 скважин, из них на сегодня 103 действуют, 71 скважина законсервирована. Но тут нужно учесть очень многие факторы, связанные с Карачаганаком. Это объект с красивым названием «ЛИРА», где в конце 80-х был проведен подземный ядерный взрыв, и, техногенная катастрофа, которая привела к образованию грифонов. Кроме того очень многие скважины оказались в аварийном состоянии на момент передачи их альянсу четырех мировых нефтяных компании. Поэтому альянс требует время, чтобы привести все это наследство в порядок.
Но уже сегодня, по данным менеджера по охране окружающей среды КИО Фила Мичелла, КИО вложила свыше 100 миллионов долларов на природоохранные мероприятия. Большая часть из этих средств направлена на снижение выбросов в атмосферу. Одним из последних примеров таких технологии является успешный запуск нового компрессора газов выветривания, позволяющего использовать газ в качестве полезного продукта производства. В то же время казахстанские органы экологии бьют тревогу по поводу газов выветривания. По их мнению, даже ввод в эксплуатацию 4-го компрессора не обеспечит их полную утилизацию. По словам заместителя начальника управления по экологии Александра Потякина, свыше 10% газов выветривания будет по-прежнему сжигаться, загрязняя окружающую среду.
Впрочем, наши отечественные контролирующие органы не скрывают, что при встрече с иностранцами они стараются усугубить ситуацию, обрисовать ее в самых черных тонах, дабы выбить с нефтяников как можно больше средств. На самом же деле, по словам самих чиновников, положение нельзя назвать пагубным, тем более, что КИО выделяет огромные средства на природоохранные мероприятия. На мониторинг каждого из 10 населенных пунктов, прилегающих к Карачаганаку КИО тратит ежегодно по 4,6 миллионов тенге.
Тем более, что полностью отказаться от контрольных отжигов газа не может ни одна нефтегазовая компания, разрабатывающая месторождение. Необходимо это для того, чтобы вести контроль за ситуацией на месторождении и в случае аварийных и прочих нештатных ситуации в целях их недопущения сделать выброс и отжиг.
С момента прихода в регион иностранного оператора Карачаганака отношения между местными властями и КИО складывались в основном на взаимных претензиях. Незнание казахстанского законодательства для КИО выходил боком, отечественные чиновники делали на этом большие дивиденды, заявляя всему миру, как плохо работает иностранный оператор, не желая соблюдать наши законы. И только сейчас власти пытаются повернуться лицом к главному природопользователю региона. По крайней мере стороны пытаются найти общий язык между собой.
На прошедшем семинаре было принято решение о создании рабочей группы, которая будет заниматься вопросами реализации широкомасштабного плана экологических мероприятий КИО на 2003- 2005 годы, утвержденного экологическими органами Западно-Казахстанской области в конце апреля. В состав группы вошли представители государственных контролирующих органов ЗКО и КИО. Последняя надеется, что хотя бы таким образом можно будет сообща решать наболевшие проблемы, а не только выслушивать упреки.
Как сработает этот новый орган покажет время. Как говорится, гори сам и зажигай других.