Капризная "жемчужина": что происходит на уникальном казахстанском озере, о котором мало кто знает - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Капризная "жемчужина": что происходит на уникальном казахстанском озере, о котором мало кто знает

Капризная "жемчужина": что происходит на уникальном казахстанском озере, о котором мало кто знает

Кызылколь вошел в международный туристический маршрут на сайте “International Bioexploration Society”

  • 28 Сентября 2021
  • 2647
Фото - Caravan.kz

Ежедневно летом на берег Кызылколя, несмотря на строгий карантин, приезжают по 5–6 машин с отдыхающими. А в выходные дни их количество возрастает втрое. Озеро, которое находится у подножия древнего Каратау и отделяет горы от бескрайних степей, привлекает к себе сотни туристов, и не только из Казахстана.

Почти по туристическому проспекту

Как только не называют Кызылколь патриотичные южноказахстанцы: и жемчужиной Сузака, и обыкновенным чудом, и степной здравницей-лечебницей.

А всё потому, что озерная вода, содержащая большое количество соли, и минерализованная целебная грязь помогают страждущим исцелять болезни суставов, кожные заболевания, хронические простудные и заболевания нервной системы.

Озеро приносило радость многочисленным посетителям своей первозданной красотой и относительной чистотой побережья. В последней трети прошлого века Кызылколь был невероятно популярным среди отдыхающих. А лечебные характеристики по производимому эффекту считались на уровне воздействия вод Мертвого моря. Но до последнего еще доехать надо, а Кызылколь – под боком. Под боком – это почти 250 км от Шымкента.

Но сейчас дорога не грузит, а красоты серых каратауских хребтов, похожих островерхими пиками вершин на средневековые европейские замки, добавляют впечатлений к восприятию живописной и не очень загруженной магистрали. Двести километров пролетают незаметно, а когда асфальт стал разрезать ровную, как стол, степь, мы уже подъезжали к искомому озеру.

Изумрудная водная гладь, словно в чаше, лежала среди красных глиняных холмов. Лишь противоположный, восточный берег озера сходил к воде зеленью небольших кустарников. Такая себе чашечка с площадью зеркала в десяток километров и расстоянием от берега до берега в самом широком месте в 5 км. Еще с километр по хорошей грунтовке – и ты на берегу. Но это еще не вода. Сначала редкие кусты уныло растущего тамарикса да слепящая белизной, шириной метров в 50–70, полоса соли. На вкус не пробовал, не скажу, но до воды идти по такому берегу не хотелось. По опыту знаю: вляпаешься в грязь, будешь час выбираться и, если повезет, еще 2 часа искать место, где можно будет с себя смыть последствия грязевой ванны. Впрочем, позже у каменистых обрывов был найден вполне сносный песчано-галечный пляж, без грязи, но зато с обильными следами пребывания диких туристов. Разбросанные на берегу пластиковые бутылки – и это при том, что здесь же стоят пустые контейнеры для сбора мусора. По всей видимости, отдыхающим, страдающим болезнями опорно-двигательной системы, просто невмоготу донести до контейнера пакеты с отходами жизнедеятельности.

– Сейчас озеро находится в республиканском подчинении, но сотрудники нашего акимата занимаются уборкой и очисткой территории озера. Однако за всем не уследить. И хоть сейчас, в связи с карантином, туристические компании сюда группы не возят, но в субботние и воскресные дни машин по 10–15 с отдыхающими подъезжает, – пояснил советник акима поселка Кумкент и делопроизводитель Багдаулет АБИШОВ.

Всё было

История Кызылколя знавала и лучшие времена. В восьмидесятых годах прошлого века добраться из Шымкента в поселок Кумкент или Кызылколь обычным автотранспортом было проблематично. Поэтому, когда автобусы не ходили, до отдаленных аулов можно было долететь на самолете. “Кукурузник” Ан-2 регулярно курсировал между поселками и сельскими округами и за 1,5–3 рубля можно было довольно быстро добраться хоть на край света.

В многоводные годы водохранилище вмещало больше 120 миллионов кубических метров, это объем 10 селехранилищ за плотиной на Медео. Как водится на юге, летом озеро слегка усыхало, что тоже было на руку отдыхающим – становились доступными лечебные радоновые грязи. А усладой для глаз служили огромные стаи величественных пеликанов и другой живности размером поменьше. О кызылкольских сазанах среди рыбаков и ценителей рыбных деликатесов далеко за пределами области ходили легенды.

Корабль, который не боится обмеления
Корабль, который не боится обмеления

В застойные советские времена отдельным организациям определялись лакомые участки Кызылколя. Свои береговые территории имели зоны отдыха Ачисай, Кентау, Жанатас. Своя база отдыха была и у КазХТИ.

– В 90-х годах был платный въезд, а на зонах отдыха предприятий даже установлен отдельный шлагбаум. Тогда районные власти могли сдавать отдельно береговую линию предпринимателям. Но в 2000 году, по-моему, это было в последний раз, – вспоминает Багдаулет Абишов.

До 1995 года по озеру ходили лодки, катамараны. Безмолвным напоминанием о том времени служит старый прогулочный катер, что “усадили” в центре Кумкента на бетонные блоки. По воспоминаниям местных старожилов, незадолго до двухтысячных найти место для отдыха на берегу озера можно было с большим трудом. На спортивную базу приезжали тренироваться спортсмены. А в субботу и воскресенье в коттеджах места были заняты отдыхающими.

Не всё коту масленица

Но в начале третьего тысячелетия Кызылколь неожиданно стал катастрофически мелеть. О возможных причинах до сих пор безрезультатно рассуждают ученые. Бессточное озеро подпитывается единственной речкой Ушбас и подземными источниками, воды которых стало не хватать. Хозяйственная (вернее, бесхозяйственная) ли это деятельность человека либо природная цикличность, но столб воды снижался на метр в 2 года. Кызылколь обмелел, минерализация воды увеличилась в 2 раза. Почти погибла рыба, улетели птицы. Обезлюдели коттеджи и базы отдыха. Инфраструктура туризма пришла в упадок. Разруха.

Безропотно смотреть, как умирает озеро, местные власти не захотели и построили питающий озеро многокилометровый канал из бетонных лотков от реки Бабаата. Вот только довести дело до логического завершения не хватило рук. Воду стали растаскивать местные крестьяне.

Специалистами разрабатывалось множество мероприятий по восстановлению уровня воды, но озеро, словно больной, что опустил руки в борьбе с болезнью, не реагировало на предпринимаемые усилия. Как вдруг, неожиданно для всех, 5 лет назад Кызылколь восстановился в прежних своих размерах. И в течение пары-тройки лет демонстрировал удивительное желание жить. Тогда заговорили о чудесном исцелении и возобновлении хозяйственной деятельности на берегах. Ведь о поднятии уровня воды в озере тут же прознали любопытствующие.

Реалии сегодняшнего дня

Как и прежде, озеро привлекает многочисленных гостей. Стали появляться и туристы.

– Официальные туристические компании, а их в области и Шымкенте, навскидку, около полусотни, обычно на Кызылколь группы не возят. Озеро находится под охраной государства, на озере нет необходимой инфраструктуры. Поэтому, если кто и сопровож-дает диких, неорганизованных туристов, так это фрилансеры, самодеятельные гиды, – заявил начальник отдела планирования и реализации проектов управления туризма Туркестанской области Нурдаулет МЕДЕУОВ.

Получается, что свободную от официальных туроператоров нишу сразу же заполнили многочисленные ипэшники, частные гиды, “знатоки и краеведы”, которым законодательное ограничение на посещение общественных мест – не указ. А в подобных случаях возможность привлечь к ответственности за дискомфорт или некачественное обслуживание минимальна. Елена (по понятным причинам называть ее фамилию не буду) – одна из группы “неорганизованных” туристов, которые посетили Кызылколь. И всё бы ничего, да вот только никто из самодеятельных гидов не предупредил о том, что соленую воду и лечебную грязь сразу невозможно будет смыть.

– Когда мы приехали, то, поскольку озеро лечебное, сразу вошли в воду, нанесли на себя слой грязи. Некоторые женщины, участники нашей группы, лечебную жижу нанесли даже себе на волосы. И лишь потом нам сказали, что смыть все “последствия” лечения можно чистой, несоленой водой, за которой ехать на противоположный берег, на скважину. А это 6 километров. Конечно, воду привезли, но ее было явно недостаточно. В результате для многих впечатление от отдыха было испорчено. Да и всю обратную дорогу нас сопровождал устойчивый запах сероводорода от непромытой грязи. Это несмертельно, но неприятно, – констатировала Елена.

Корабль на приколе
Корабль на приколе

Идеи о развитии малого и среднего предпринимательства на берегах озера Кызылколь, что называется, постоянно витают в воздухе.

– Районный акимат хотел передать озеро частному владельцу, но нет разрешения от республики. Есть еще одно очень важное обстоятельство. Три года подряд был нормальный уровень воды, а сейчас уровень воды вновь падает. Вода уже ушла на 50 метров от верхней береговой линии. Когда озеро наполнилось, предприниматели сразу выразили желание установить сборные коттеджи, организовать инфраструктуру. А сейчас непонятно, что ожидать от озера. Возможно, оно будет наполняться, а возможно, еще сильнее обмелеет. Сейчас никто не верит, есть ли будущее у озера, – высказал сомнения в перспективности работ по благоустройству водоема Багдаулет Абишов.

Вероятно, неслучайно говорят, что у всего сущего есть душа. Возможно, и у озера Кызылколь есть свое мировосприятие. Устало озеро от суеты и шумности девяностых и решило, ну ее нафиг, такую жизнь. И обмелело. Прошло время, люди стали что-то делать по восстановлению озера. Услышал водоем – наполнился. А как только прознал про идеи потенциального предпринимательства на берегах, то решил: надо завязывать с этим либерализмом. И вновь стал мелеть. Служит территория озера для гнездования, кормежки и остановки во время миграций десяткам тысяч уток, гусей, лебедей, пеликанов, бакланов – вот и пусть остается природным местом сохранения животного и растительного разнообразия. А человеку с его благоустройством, возможно, здесь делать нечего.

КЫЗЫЛКОЛЬ, СУЗАКСКИЙ РАЙОН