Капитальный ремонт дороги на границе с Россией может затянуться на годы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Капитальный ремонт дороги на границе с Россией может затянуться на годы

Капитальный ремонт дороги на границе с Россией может затянуться на годы

Капитальный ремонт автодороги республиканского значения Казталовка – Жанибек – граница Российской Федерации может затянуться на долгие годы. Поручение Президента страны – к 2021 году привести дорогу в порядок – не выполнено.

  • 17 Апреля 2022
  • 577
Фото - Caravan.kz

Бизнесменов Приуралья, привлеченных к ремонтным работам, субподрядчик уже кинул, не заплатив им честно заработанные десятки миллионов. А чиновники придумывают всё новые причины для оправдания собственной нерасторопности или несостоятельности, отодвигая сроки завершения работ всё дальше.

Прошедшие паводки показали, что из Жанибека в Уральск весной почти нереально добраться на автотранспорте. Даже в случае экстренной ситуации, как в селе Жаксыбай, которое почти полностью оказалось в воде, спасатели могут прилететь лишь на вертолете. На обычной машине дорога от областного центра до Жанибека, протяженностью 550 километров, займет не меньше 14 часов. При этом вероятность застрять в дорожной жиже весной и осенью на несколько суток слишком велика, с учетом того, что помощи ждать абсолютно неоткуда.

Жителям района, расположенного на границе с Волгоградской областью, за продуктами и прочими житейскими нуждами легче съездить в соседнюю Россию, чем ждать помощи от родных властей.

Да и та же российская картошка обойдется намного дешевле, нежели отечественная, в которую заложены баснословные транспортные расходы.

Как таковой автодороги в этот отдаленный район никогда не было. В советские годы 1 раз в неделю сюда летал кукурузник или можно было добраться на поезде. После распада Союза самолеты перестали летать, поезда тоже не ходят. Три года назад Президент ТОКАЕВ дал четкое поручение: в кратчайшие сроки провести реконструкцию автодороги, соединяющей Уральск с южными районами области. Перед правительством были поставлены сроки – до 2021 года. На подготовку проектно-сметной документации участка дороги протяженностью 248 километров сразу же было выделено 57 миллиардов тенге. Тендер разыграли тоже немедля, подрядчики нашлись быстро, как-никак, а деньги выделяются очень большие. Но все эти кабинетные чиновники и строители не учли главного: район находится слишком далеко от мест дислокации и производства строительных материалов и техники. Всё необходимое нужно везти за тысячи километров – а это большие расходы.

Привлечение к работам местных бизнесменов обернулось большими проблемами для последних. Их использовали, но деньги не заплатили. И теперь даже суды ничем не могут помочь.

В конце прошлой недели 15 руководителей подрядных организаций собрались возле областного акимата. Они требовали от властей вмешаться в создавшуюся ситуацию и защитить их права.

По словам предпринимателей, в 2020 году подрядчик ТОО “Темир Жол Жондеу” для ремонта участка трассы с 53-го по 95-й километр нанял в субподряд ТОО “ADF Stroy+”, которое, в свою очередь, заключило договор с местными предпринимателями на предоставление в аренду спецтехники, поставку ГСМ, строительных материалов, услуги по организации питания, а также на вывоз и утилизацию отходов. По истечении нескольких месяцев работы субподрядчик перестал платить за оказанные услуги местным предпринимателям, при этом последние продолжали выполнять взятые на себя обязательства.

– Мы неоднократно ставили в известность акимат области, заказчиков, генподрядчика – нам посоветовали обратиться в суд. Мы обращались в суд, где вынесли решение в нашу пользу, однако оказалось, что взыскать с этой компании нечего, счета арестованы. Просим руководство области помочь нам в решении этой проблемы, – рассказал руководитель ТОО “АБ-групп” Ерлан АКТАУ, его предприятие занималось поставками горюче-смазочных материалов, за что ему задолжали 25 миллионов тенге.

Предприниматели просят прокуратуру вмешаться в ситуацию. Также они просят акимат дать распоряжение департаменту экономических расследований провести проверку.

Заместитель акима Западно-Казахстанской области Темирхан МЕНДЫГАЛИЕВ, который вышел к собравшимся, заявил, что он в курсе сложившейся проблемы.

– Между ТОО “ADF Stroy+” и между ее кредиторами образовалась задолженность. Кому-то должны за запчасти, кому-то – за ГСМ, кому-то – за аренду техники и так далее. Поймите, эта компания стала неликвидной, она была субподрядной организацией ТОО “Темир Жол Жондеу”, которое не несет ответственности за своего субподрядчика. Компания “Темир Жол Жондеу” все деньги выплатила своевременно. Если мы, как акимат, будем вмешиваться в эти дела, то нарушим закон. Государство не должно вмешиваться, это коррупционный фактор. Рекомендую каждому из вас обратиться в суд, – посоветовал замакима ЗКО Темирхан Мендыгалиев.

В общей сложности субподрядчик задолжал местным бизнесменам, по их утверждению, порядка 236 миллионов тенге.

Взыскать эти деньги даже через суд на сегодня не получается, так как для исполнения решения суда у ответчика должно быть ликвидное имущество. Процесс выбивания денег может быть очень длительным.

Буквально на неделе вопросом затянувшегося ремонта заинтересовался депутат сената парламента Нариман ТУРЕГАЛИЕВ, который обратился с депутатским запросом на имя премьер-министра РК.

– При своевременном выделении соответствующих средств к концу 2021 года все строительные работы должны были быть завершены. К сожалению, всё пошло не так, как планировалось: за 3 года построено всего 55 км из 248 км дорог, и если так будет продолжаться, то на строительство этих участков уйдет не менее 4–5 лет, – отметил сенатор в своем депутатском запросе. Дорогу протяженностью 118 километров строят в ЗКО за 25 миллиардов

При этом он отмечает, что негативное влияние на несвоевременное завершение строительства дороги оказывают несколько факторов. Это отсутствие полного финансирования на каждый год, резкое удорожание строительных материалов, трудности с поставками инертных материалов, а именно: острый дефицит грузовых вагонов. Причем в 2021 году на перевозку необходимого объема щебня в ЗКО нужно было 600 вагонов в месяц, из которых было доставлено всего 12 процентов.

– Просим поручить АО “Қазақстан темір жолы” и министерству индустрии и инфраструктурного развития обеспечить вагонами поставки строительных материалов из Актюбинской области. Если этот вопрос не будет решен, разрешить перевозку необходимых строительных материалов в регион из соседней Российской Федерации, – отметил сенатор.

При этом местные строители отмечают, что в условиях удаленности строительной площадки от областного центра более рационально и разумно завезти стройматериалы как раз из близлежащих российских областей.

Это обойдется значительно дешевле с учетом минимизации транспортных расходов. Хотя понятно, что это может не согласовываться с бюджетной и тендерной политикой.

При всех создавшихся проблемах жителям южных районов придется закупиться дополнительными резиновыми сапогами, не планировать свадьбы и похороны на весну и осень, ну и, самое главное, набраться терпения и ждать. Авось когда-нибудь дорога все-таки будет проложена.

Уральск