Канализационные стоки Семея могут отравить воду казахстанских и российских городов. - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Канализационные стоки Семея могут отравить воду казахстанских и российских городов.

Канализационные стоки Семея могут отравить воду казахстанских и российских городов.

Канализационные стоки Семея и подземное керосиновое озеро, как смесь химического и биологического оружия, могут отравить воду Курчатова, Павлодара, Караганды и российских городов.

  • 4 Июля 2017
  • 3251
Фото - Caravan.kz

Керосиновые залежи

В конце 1970-х годов на топливной базе военного аэродрома на окраине Семипалатинска, где когда-то дислоцировалось свыше ста истребителей, произошла утечка керосина. Сегодня уже никто точно не скажет, как нерадивые вояки умудрились пролить десятки тонн авиационного топлива, сколько керосина пролилось и почему никто не забил тревогу сразу. Как бы то ни было, огромное количество едкой жидкости ушло в землю, образовав на глубине целый техногенный водоем.

На протяжении нескольких десятилетий никто не занимался подземным керосиновым озером.

В середине 90-х годов наблюдением за ситуацией занималось АО “Семейгидрогеология”, специалисты которого установили, что слой керосиновой эмульсии в отдельных режимных скважинах колеблется от 5 до 30 см. По их же сведениям, площадь керосинового озера составляла 10–15 кв. км.

Примерно в те же годы впервые были сделаны предположения, что под воздействием подземных вод озеро мигрирует в сторону Иртыша.

По данным Государственной инспекции охраны окружающей среды по городу Семею, в 2000 году министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды утвердило проект “Участие в строительстве сооружений по очистке керосинсодержащих вод”. Были пробурены контрольные скважины, проведены гидрогеологические исследования загрязненной территории, начались работы по локализации и ликвидации керосинового озера. На территории бывшей войсковой части построили локальные железобетонные очистные сооружения, смонтировали стальные емкости и оборудование для откачки керосина. Предполагалось, что из земли будет откачано около 15 тонн керосиновой эмульсии. Однако с мая по октябрь 2001 года было откачано 30 тонн нефтепродукта. Но керосиновое озеро отнюдь не исчезло! Зато 20-миллионный бюджет этой “керосиновой процедуры” на долгое время исчерпал финансовый потенциал экологов.

В 2005 году из средств республиканского бюджета было выделено еще 2,5 миллиона тенге для разработки технико-экономического обоснования для очередного проекта по ликвидации подземного керосинового водоема. Но и их не хватило для решения вопроса. На этом спасение Иртыша от загрязнения продуктами ГСМ замерло. Сейчас за опасным водоемом ведется только наблюдение.

– Керосиновое озеро до сих пор остается проблемой, – заявил главный специалист отдела экологии города Семея Марат КУСАИНОВ. – По подсчетам там еще до 6,5 тонны керосина. Мы постоянно мониторим ситуацию, пятно пока не движется в сторону Иртыша.

Дамокловы трубы

Если возможное перемещение керосинового озера можно сравнить с химическим оружием, способным отравить акваторию крупнейшей реки Казахстана, то в Семее есть еще и биологическое.

Семей расположен на двух берегах Иртыша. Поэтому многочисленные коммуникации тянутся с берега на берег над или под речной водой. Среди прочего поперек иртышского русла проложен дюкер, который с 1989 года перекачивает канализационные сливы с правого на левый берег. Это две трубы длиной 820 метров и диаметром почти метр. Трубы расположены друг над другом.

Чтобы уберечь канализационную конструкцию от воздействия мощного течения Иртыша, трубы были защищены специальным бетонным ограждением типа хомута, а сверху был сделан гравийный обвал.

– В 2002 году нижняя труба оголилась, пригрузы смыло, мы их даже не смогли найти. Водолазное обследование показало, что труба провисла на 1,5 метра на протяжении 70 метров. Повторное обследование выявило, что промыв составил уже 102 метра и провис достиг 2–2,5 метра, – пояснил технический директор ГКП “Семей-Водоканал” Николай ЛУКИН. – Поэтому мы перестали использовать нижний коллектор. Он остается заполненным, но не эксплуатируется. Сейчас все канализационные стоки мы качаем по верхней трубе.

Тревогу начали бить давно. Наконец в 2013 году был разработан проект капитального ремонта дюкера стоимостью 1,108 миллиарда тенге. Он был продлен до 2016 года, но денег так и не нашли.

– Сейчас в Семее идет строительство микрорайона “Карагайлы”. Предполагается, что из него ежедневно будет сбрасываться 7 200 кубометров канализационных стоков. Такая нагрузка приведет к тому, что дюкер не выдержит и лопнет, а стоки попадут в Иртыш, – подчеркнул технический директор водоканала.

При этом питьевую воду для Семея берут из подземных скважин. А вот в расположенных ниже по течению городах Курчатове и Павлодаре производится ковшовый забор воды из Иртыша. Та же система – на канале им. Сатпаева, через который иртышской водой снабжают Караганду.

Поэтому в случае прорыва семейского дюкера эти города получат вместо питьевой воды канализационные стоки. Ну а поскольку Иртыш – трансграничная река, достанется грязи и расположенным ниже по течению Омску и Томску. Остатки выплеснутся в Карское море, а оттуда в Северный Ледовитый океан.

– Проблема существует уже 15 лет. Но при формировании республиканского бюджета на 2017–2019 годы акимат ВКО проект по реконструкции дюкера в Семее даже не заявил, – возмутился вице-президент Семипалатинской ассоциации некоммерческих организаций Николай ИСАЕВ. – Удивляет, что чиновники разного уровня каждый раз называют разную стоимость реконструкции. Это наталкивает на мысль, что на самом деле никто не занимается этим вопросом всерьез.

СЕМЕЙ