Канада - страна попрошаек? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Канада - страна попрошаек?

Канада - страна попрошаек?

Олимпиада, конечно, сейчас затмила все. Ряды болельщиков ныне растут не по дням, а по часам. А фамилии казахстанцев Головко, Невзорова, Яцкой, Шишкиной запомнили во всех странах, где любят лыжный спорт. Еще бы, - казахстанские лыжники фактически стали лидерами в гонках на 2 км. Жаль только, что забегов на такую дистанцию нет. А на большее наших спортсменов пока не хватает. Но это пока. Главное, мы уже стремимся к олимпийским медалям. Причем стремимся честно. А не как канадская пара фигуристов Сале - Пеллетье, которые буквально выпросили золото Солт Лэйк Сити. Но, обо всем по порядку…

  • 23 Февраля 2002
  • 1258
Фото - Caravan.kz

О положении в стране
О положении в стране сегодня не говорит только очень ленивый гражданин Казахстана. Все остальные, несмотря на зимнюю Олимпиаду, размышляют вслух очень бурно. Представители власти — с деловой надеждой; ново- и староявленные оппозиционеры — с суровым пессимизмом. При этом ни тех, ни других, в общем-то, не волнует мнение народных масс, от имени которых они собственно и выступают.
Правительство сейчас выглядит активнее оппозиции. Та, «настрелявшись» зимой, ныне переключилась на войну с неугодными ей СМИ. Исполнительная же власть, в силу своего недавнего обновления, проводит одно бюрократическое мероприятие за другим. И с информационным обеспечением у нее теперь получше. Благо новое руководство пресс-службы правительства и пресс-секретарь премьера стараются изо всех сил. Так, на днях свежее «пресс-лицо» правительства Мурат Бульдекбаев сообщил, что 27 февраля в парламенте будет представлена программа действий команды Имангали Тасмагамбетова. В рамках подготовки к этому действу премьер-министр уже встретился с руководителями сената и мажлиса республики, а также с председателями парламентских комитетов. В ходе этих встреч была окончательно утверждена дата саммита «правительство — парламент» — 25 февраля.
Но, главным событием этих дней стало начало работы Бюджетной комиссии, которая приступила к официальному составлению госбюджета страны на 2003 год. Теперь в эту комиссию вошли все три вице-премьера, и даже сам начальник правительства. Столь высокий статус данного бюрократического образования, и ранние сроки начала его работы, уже дали возможность некоторым экспертам говорить о том, что власть серьезно обеспокоена состоянием республиканской экономики на ближайшие годы. И доля истина в этих рассуждениях есть. Поступления от «углеводородного наркотика» приобрели тенденцию нестабильности; политика импортозамещения, наоборот, стабильно и недостаточно эффективна; новый налоговый кодекс пока приносит больше проблем, чем удач; а решение некоторых социальных вопросов откладывать дальше уже невозможно.
В этой ситуации, новому правительству крайне важно заручиться поддержкой парламента и «благословением» главы государства. Поэтому-то, «карт-бланш» от депутатов намечено получить уже в конце февраля, а президентское «добро» — в конце марта начале апреля.
Оговорка Павлова
Массовый переход казахстанской журналистики в отряд, так называемых, «пресс-релизщиков», в последнее время все чаще приводит к информационным казусам. Увлечение работников масс-медиа упрощением собственной работы, посредством голого и часто бездумного копирования всего услышанного или прочитанного, с завидным постоянством вводит в заблуждение общественность республики, и ставит в тупик многих аналитиков. Конечно, применение в казахстанской практике лозунга одного из новостных американских каналов: «We report. You decide», можно только приветствовать. Но для того, чтобы читатели и телезрители могли объективно «decide», журналистам для начала нужно элементарно проверять то, что они хотят им «report».
Вот, недавно, министр госдоходов страны г-н Какимжанов дней 10 манипулировал журналистским сознанием своим неправильным цитированием принципиальной статьи принципиального для экономики республики закона. И что? все работника пера и микрофона безропотно повторяли на страницах газет и на экранах ТВ его ошибку. И никто из них даже не заглянул в текст этого закона.
Еще одним информационным ляпом стала оговорка вице-премьера Александра Павлова, которую он сделал во время первого заседания новой Бюджетной комиссии. Согласно всем информсообщениям, которые мне удалось прочитать и увидеть, заместитель премьера сказал примерно следующее: уже в марте президент страны намерен выступить с бюджетным посланием. И об этом самом «бюджетном послании» сегодня талдычат все, кому не лень.
Но глава государства не выступает с бюджетными посланиями! Он выступает с Ежегодным посланием народу Казахстана. Господин Павлов просто оговорился, почти по Фрейду, соединив ежегодное президентское послание с той целью, которую намечено в нем наиболее полно осветить. Цель та — обозначение основных приоритетов современной бюджетной политики государства. Однако, даже этот факт не дает ни малейшей возможности официально обозвать ежегодное послание президента народу республики — «бюджетным посланием».
Вице-премьер оговорился, журналисты за ним слепо повторили, читатели и телезрители остались в неведении: с чем же выступит в этом году президент страны?
Послание президента. Год спустя
Кстати, о послании Нурсултана Назарбаева всем нам. Год назад, выступая с аналогичным посланием, он заявил: «…начиная со следующего года Послание Президента народу Казахстана будет излагаться до начала, а не в конце процесса бюджетного планирования, чтобы разработчики изначально могли определить приоритеты на предстоящий год. Это должно происходить примерно в конце первого квартала». Так, что, ранние заседания Бюджетной комиссии в 2002г. — это отнюдь не know-how нынешнего правительства, а лишь четкое выполнение прошлогоднего задания главы государства.
Другое же задание президента, данное им в 2001 году, пока осталось так и не выполненным. Речь идет о том, что по мнению руководителя страны: «каждый министр… должен иметь четко разработанный и понятный для общества план работы на год, развернутый в соответствующие бюджетные программы, и отчитываться по его выполнению». Почти прошедшие после произнесения этих слов 12 месяцев еще раз подтвердили старый тезис: даже глава государства может оказаться бессильным против сплоченной неорганизованности министерских начальников.
Коротко о длинном
Смешно, но сегодня основной упор в политической борьбе перенесен в сферу войн информационных масс-медиа. Не «информационных войн» олигархов, а именно в «махаловку» между газетами и между телеканалами. СМИ, которые смеют критиковать и правительство и оппозицию, теперь подозреваются в нетрадиционной политической ориентации. А их учредителей разглядывают теперь под лупой. Подозрения и «подлупные» исследования производят те СМИ, которые критикуют только власти.
Правда, зачем они это делают, и, кто является их истинными учредителями, — они открыто не обсуждают. Наверное стесняются…
Вот так дал, г-н Ваддамс!
Еще одно «чудо природы» случилось на днях у главы представительства Европейской комиссии в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане посла (подчеркиваю: «посла» — С.В.) Алана Ваддамса. Продолжая славные традиции пионеров Дикого Запада, этот посол лишний раз подтвердил общую тенденцию пренебрежительно-покровительственного отношения европейцев к Казахстану и его жителям. Почему-то, граждане нашей республики до сих пор воспринимаются г-ном Ваддамсом только лишь, как милые, но серьезно недоразвитые аборигены, которых ему надо терпеливо поучать.
Берем газету «Панорама» №6 т.г., и читаем интервью господина посла: «уже довольно долго решается вопрос о ввозе иностранной рабочей силы», — недоволен, значит, посол нашей неуклюжестью в вопросах завоза чужих рабочих. Далее: «так туризм развивать нельзя», — а он, что министр туризма РК, чтобы рассуждать о нашем туризме? Или: «в целом, новый кабинет (министров РК — С.В.), по-моему, достаточно технократичен и профессионален», — как говорится, и на этом спасибо!
И, наконец: «несмотря на то, что пока еще рано судить о результатах деятельности ДВК и партии «Ак жол», тем не менее, это значительное демократическое достижение РК».
Непонятны во всех этих словесах лишь два момента: либо мы себя так ведем, либо иностранцы к нам так относятся. В результате же Алан Ваддамс являясь дипломатом и имеющий официальный ранг посла, словно забыв об этом, открыто оценивает наши внутренние дела и проблемы. Причем, безаппеляционность суждений г-на посла, не может не удивлять. «Довольно долго решается», «Так нельзя», «По-моему», «Тем не менее, это достижение РК», — это ли нормальный набор фраз и оценок другой страны для профессионального дипломата?
Ой, вряд ли…
Но г-н Ваддамс, ничто же не сумняшесь, лезет (по другому не скажешь) в наши внутренние дела, и, с видом умудренного мэтра и полу-пророка, публично раздает казахстанцам свои советы и характеристики.
Забыл, наверное, Алан Ваддамс, что даже в Казахстане, главным правилом для любого посла (если он профессионал, конечно) остается отсутствие широкого демонстрируемого собственного мнения. По таким правилам живет весь дипломатический мир. Придется по таким правилам отныне жить и г-ну Ваддамсу. Или он неминуемо потеряет свой высокий дипломатический статус. Ведь в больших международных организациях очень не любят излишне инициативных сотрудников. Особенно тех, кто имеет собственное мнение.
Войну вспомнили. К войне готовимся?
Кроме подобных мелких международных казусов, республика также столкнулась и с более серьезными международными проблемами. Так, сразу два события сплелись в эти дни. Наша страна одновременно: отмечала 13-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана, и обсуждала проблему ввода казахстанского миротворческого батальона во все тот же Афганистан. Средства массовой информации, общественность в лице ветеранов афганской войны и организаций, солдатских матерей, парламентарии, чиновники из МИДа, ученые, — вот, тот круг, который сегодня активно обсуждает два этих события. Особенно последнее. Но ощущения, что идет серьезный и детальный разговор на серьезную тему, так, до сих пор нет.
Противники ввода казахстанского «ограниченного батальона» сегодня упирают на социальные и исторические корни неприятия подобного шага. Они вспоминают ужас и несправедливость той «афганской» войны, в которой казахстанцам пришлось участвовать в 79-89г.г. прошлого столетия. Особо противники упирают на то, что никаких социальных гарантий нынешним военнослужащим государство, при их посылке в Афганистан, не дает. А некоторые говорят о том, что правительство и вовсе не собирается давать таких гарантий.
Скорее всего, здесь они не правы. Так как, именно в руках общественности находится тот инструмент, с помощью которого можно заставить власти вести себя цивилизованно. У нас в стране сотни неправительственных организаций, десятки партий, еще больше движений и объединений. Так что, если каждый из их хоть по одному разу обратится в правительство или к президенту страны, те просто будут вынуждены провести официальную экспертизу последствий ввода «Казбата» в Афганистан сегодня. Или завтра. И рассказать при этом своим гражданам не только обо всех политических «плюсах» подобной акции, но и о тех государственных гарантиях, которые будут предоставлены ее возможным участникам. Так что заставить правительство дать гарантии возможно.
Проблема политическая. Поэтому и не решается
Как видим, проблема ввода «Казбата» в воюющую страну уже перешла из военно-политической категории, — во внутриполитическую. И, значит, решать ее нам надо самим и политическими методами. Первыми «ласточками» в обсуждении этой проблемы стали мнения, высказанные представителями общественности, МИДа республики и ученых.
Представители общественности в общем категорически против ввода казахстанского батальона в Афганистан. А вот ученые, в принципе, — «за». Но главным вопросом, который был поставлен, обсужден, но не решен, — остался вопрос о гарантиях государства военным, несущим службу на чужбине. Где эти гарантии? Почему правительство молчит?
По-видимому, правы те эксперты, которые говорят о том, что проблема участия казахстанского батальона в миротворческой операции в Афганистане требует более серьезного обсуждения. И правительству с парламентом здесь, как говорится, и «все карты в руки». Но там пока больше эмоций и инструкций, чем логики.
И тут стоит вспомнить о том, что говорит сегодня общественность республики. Наряду с полным отрицанием самого факта ввода «Казбата» в Афганистан, в среде бывших военнослужащих и ученых экспертов прозвучали слова о том, что главная проблема заключается в отсутствии для военных каких-либо гарантий (социальных, медицинских и т.д.) со стороны государства. Видимо, догадываясь, что для правительства республики участие в антитеррористической операции — вопрос, практически решенный, именно они первыми подняли проблему обеспечения цивилизованных условий службы казахстанских военнослужащих за рубежом.
И это услышали в Астане. Но не те, кто принимает принципиальные решения. А те, кто получает деньги за то, что много говорит. Говорили и в этот раз не мало. Реального результата, правда, как это часто случается, достичь не удалось. Парламентарии, обсудив эту тему с заместителем министра иностранных дел г-ном Идрисовым, в целом высказались против ввода Казбата в Афганистан. Г-н Идрисов, конечно же, был «за». А единственное о чем договорились наши депутаты, так это до того, что республике нужны законы «О статусе участника войны», «О гарантиях ветеранам войны» и т.д. но говорить — это еще не значит делать. Поэтому, парламентские своды еще долго сотрясались от громких выступлений и ярких антивоенных образов.
Кому за все отвечать
Что и говорить, эмоции, вкупе с историческими примерами — это ли не лучшее занятие для народных избранников. Если бы наши депутаты еще бы и также работали, как говорили, — мы бы жили при самом совершенном законодательстве в мире. Но это, к сожалению, не так. Проговорив правильные слова о необходимости принятия законов о статусе участников военных действий и о гарантиях им, наши парламентарии ни на йоту не приблизились к ответу на принципиальный вопрос: так нужно посылать казахстанцев в воюющий Афганистан или, нет? И, если «Да», то с какими гарантиями?
В возникшей ситуации, когда парламент страны не может взять на себя ответственность, и сказать официальные «да» или «нет» посылке «Казбата» в Афганистан; когда депутаты не принимаются за немедленную разработку и принятие соответствующих нынешнему положению законов, — так вот, в этой ситуации инициатива, безусловно, переходит к исполнительной власти.
А правительство наше продолжает считать проблему «Казбата» бюрократически решенной. И серьезного обсуждения этой острой политической проблемы проводить не желает. Но, как всегда, зря. Потому что за последствия подобной акции придется отвечать именно ему. И по полной программе. Иначе, зачем мы 10 лет строили демократическое общество?
Северо-Американцы Олимпиады
Теперь вернемся к спорту, вернее к политике. То, что президент США Дж. Буш-мл. приплел во время открытия Олимпиады совсем не протокольные слова про свою великую нацию, уже не вызвало у публики хохота. Все давно привыкли к подобным странностям американцев. Но, когда северо-американские СМИ устроили истерику по поводу 2-го места канадской пары фигуристов: Сале — Пеллетье, остальной мир перекосило от открытого хамства, глупости и попрошайничества. Золотую медаль канадцам, в конце концов, дали. При этом всем стало стыдно. Даже гражданам страны Кленового листа. А премьер-министр Канады г-н Кретьен даже проговорился, прямо-таки по старику Зигмунду. Он сказал: мы очень довольны, — о чем просили, то и получили.
Неужели, Канада — страна попрошаек?