Но по светской традиции удобнее представить календарь еврейских праздников на 2015 год начиная со светского начала года.
Первым большим праздником можно назвать 4 февраля – Новый год деревьев. В этот день принято кушать плоды семи фруктов и злаков, упомянутых в Торе. Его еще называют праздник Ту Бишват. Переводится просто: пятнадцатый день месяца шват. Существует предание, по которому Ту Бишват празднуется именно на 15-й день. По легенде, деревья увидели, что Всевышний дал людям Новый год, у них возникло чувство зависти, и они стали просить, чтобы им тоже установили праздник Нового года. А в месяц шват идут обильные дожди, которые очень полезны для всего зеленого. Именно поэтому этот месяц был выбран для деревьев. Но первый день любого месяца – уже праздник, и, чтобы выделить деревья и наградить этот месяц еще одним праздником, выбрали 15-е число. В Ту Бишват каждый еврей должен посадить дерево в знак единения с родной землей.
4 марта – пост Эстер, отмечается в память о событиях праздника Пурим.
5 марта – Пурим. “Пур” в переводе на русский – “жребий”. Предания гласят, что около 2 500 лет назад евреи, жившие в Персии, в этот день были спасены от полного уничтожения. Потому этот праздник – самый радостный. Пурим начинается с поста и продолжается молитвами. В этот день принято думать о прошедшем, искренне раскаиваться в грехах, дабы получить прощение. А вот повседневной работой в этот день не занимаются. Главная церемония Пурима – пение свитка Мегилат Эстер, некогда спасшей евреев от гибели. Однако само действо похоже скорее на карнавал: дети обряжаются в костюмы, надевают маски и запасаются трещотками. Когда чтец произносит имя Амана – врага, пожелавшего истребить всех евреев, они начинают шуметь, топать ногами, заглушая ненавистное имя. В этот день нужно подавать милостыню всем, кто только протянет руку, – без осуждения и жадности.
4–11 апреля – Песах. Великий праздник исторического исхода евреев из Египта – самый главный из праздников. В ночь с 14 на 15 нисана 2448 года по еврейскому летосчислению (1312 год до н. э.) евреи в спешке покидали Египет, где прожили 400 лет. Они так торопились, что хлеб пришлось печь из нескисшего теста. С этим связан один из наиболее известных пасхальных обычаев: семь дней есть мацу – лепешки из пресного теста как символ свободы.
7 мая – Лаг Баомер. “Омер” в переводе означает “сноп”. Этот праздник пользуется большой популярностью в народе, хотя особо значительным среди религиозных праздников не считается. В этот день нет занятий в школах. Однако евреи вспоминают своих героев и наставников. Например, мудреца рабби Шимона бар Йохая, автора важнейшей каббалистической книги “Зоар”. Все выезжают за город, веселятся и жгут костры. И еще один любопытный обычай: евреи не стригут мальчиков с рождения и до трех лет. Первую стрижку приурочивают как раз к этому дню.
24–25 мая – Шавуот, праздник дарования Торы . Самый короткий из всех трех главных праздников евреев. Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот небеса раскрываются и все молитвы достигают Бога. Поэтому евреи стараются продлить этот праздник как можно дольше и всю ночь не спят, читая свитки Торы. В Шавуот принято есть мед и молочные продукты – в знак того, что Тора для евреев так же сладка и приятна, как мед и молоко.
20 июня – День памяти Любавичского Ребе – главы современного поколения евреев.
14–15 сентября – еврейский Новый год – Рош Ашана. По преданию, 5 776 лет назад в этот день было завершено создание мира. По поверью, на небесах есть книга жизни, в ней в эти дни Бог отмечает, какая судьба ожидает в новом году каждого из людей. Потому накануне евреи говорят друг другу: “Пусть вам будет записано только хорошее”. Но у праздника есть и другое значение – это День суда. Значит, принято глубоко осознавать свои поступки и раскаиваться в неблаговидных, если таковые совершили. В первый день Нового года принято есть гранат и рыбью голову. Евреи верят, что в гранате ровно 613 зернышек, столько, сколько заповедей в Торе. А голову едят, чтобы быть головой, а не хвостом.
23 сентября – Йом Кипур – День искупления. Суточный пост. Самый святой день в году, день служения Богу. Перед наступлением Йом Кипура принято отдавать долги и просить прощения у всех, кому могли причинить зло, простить других. Одеваться в этот день принято во все белое – как символ чистоты.
28 сентября – 4 октября – Суккот. Праздник шалашей, напоминающий о скитаниях еврейского народа после исхода из Египта. Длится целых семь дней. В Суккот также благодарят Всевышнего за урожай и обращаются с просьбами о дожде. Название праздника происходит от слова “сукка” – “шалаш”, временное жилище, в котором все семь дней праздника живут, спят, едят и изучают Тору.
5–6 октября – Симхат Тора – День радости Торы. Все, начиная со старцев и заканчивая малышами, читают в этот день Тору.
1–2 декабря – новый год хасидизма.
7–14 декабря – Ханука. По преданиям, в эти дни более 2 000 лет назад еврейский народ вернул себе право верить в Единого Бога. Потому Ханука считается праздником свободы вероисповедания. Он продолжается восемь дней. Это праздник в честь успешного восстания евреев в эпоху Второго храма против греков. Это праздник огней, света, радости. Самый важный ритуал – зажигание специальных ханукальных свечей. Детей одаривают подарками, деньгами и угощают сладостями.
22 декабря – пост 10 тевета 5776 года. Соблюдается в память об осаде Иерусалима, в ходе которой был разрушен Иерусалимский храм.