Полная гласность
Отчетные встречи министров и акимов с населением в последние годы стали вполне действенной формой коммуникации власти и общества. Причем если раньше кто-то и мог сказать, что его не пустили общаться с чиновниками, то теперь все двери действительно открыты. У пришедших на “паблик толк” с министром образования в Астане даже удостоверения личности не спрашивали. Но аншлага в зале не было.
На передних рядах с надписью “Родители” сидели дамы типично учительской внешности, на задних – студенты. Между ними – десяток камер телеканалов: у СМИ к ведомству за последнее время накопилось множество вопросов.
Тут тебе и скандалы со столовыми, и астрономические траты на социсследования, и сотня медиков с поддельными сертификатами IELTS. А еще: трехъязычие, новая школьная программа, грядущее ЕНТ, инициатива минобра дать вузам карт-бланш в ценовой политике. Короче, журналисты ждали от отчетной встречи если и не драки, то интересной дискуссии. Как уберечь детей от некачественной еды
Со своим докладом министр уложился минут в двадцать, еще столько же потребовалось его подчиненным на содоклады. В частности, чиновники рассказали, что никаких особых изменений в формат ЕНТ в этом году вноситься не будет, но теперь его можно будет сдать еще и на английском языке.
Что же касается самого школьного образования, то новую программу, наделавшую много шума минувшей осенью, менять никто не собирается, более того, благодаря курсам повышения квалификации уже в новом учебном году 78 процентов всех казахстанских учителей поймут тонкости преподавания по новой методике.
Затронул министр также тему подушевого финансирования, выразив надежду, что оно позволит привлечь в среднее образование больше бизнесменов и за счет этого решить вопрос переполненных школ, а также рассказал о поправках в законодательство, которые позволят вузам самостоятельно определять цену на свои услуги.
– У нас полстраны считает, что стоимость высшего образования слишком высокая, полстраны считает, что низкая. Мы думаем, что произойдет в известной степени естественный отбор, и те вузы, которые дают некачественное обучение, будут закрываться, поскольку не наберут того количества студентов, которое необходимо для экономического сопровождения, – рассказал, зачем это нужно, Ерлан Сагадиев.
Каждый найдет себе место под солнцем
После докладов слово предоставили гостям. По сути, любой родитель мог задать главному педагогу страны любой вопрос. И министр, так или иначе, должен был бы на него ответить.
– Мой сын в следующем году оканчивает школу. Куда бы вы посоветовали ему поступить? Какие специальности будут востребованы в будущем? – воспользовалась своим правом первой добравшаяся до микрофона родительница.
Ерлан Сагадиев не стал особо мудрить с ответом и заверил женщину, что “не место красит человека”. В пример он привел себя:
– Я вообще философ по образованию. Казалось бы, никому не нужная специальность. Тем не менее пригодилась… Дело даже не в направлении, а в глубине знаний своего предмета. Любой предмет будет пользоваться спросом, что стоматология, что философия, что строительство.
Правом открытого микрофона решили воспользоваться и присутствующие на встрече журналисты. В строящихся школах не учитывают потребности детей-инвалидовВ строящихся школах не учитывают потребности детей-инвалидов
– Сколько школ планируется построить в ближайшее время, чтобы избавиться от трехсменки? – задал вполне конкретный вопрос один из коллег.
Тут министр решил доказать, что свой диплом получил не зря:
– А вы можете сказать, сколько детей родится, например, к 2025 году? Или сколько переедет в Астану, – обтекаемо ответил он.
В это время обитатели задних рядов стали постепенно убегать из зала…
Разные повестки
И чем дольше длилась встреча, тем больше крепло впечатление: журналисты и остальные присутствующие явно по-разному понимают, о чем надо разговаривать с министром.
“Что будет со студентами, которые попали в магистратуру по поддельным тестам IELTS, и где гарантия, что не по таким же липовым документам работают учителя в школах?” – интересуется пресса.
“Можно ли ребенку-спортсмену не ходить на физкультуру?” – спрашивают родители.
“На прошлой неделе мажилис указал на огромные суммы, предусмотренные вашим ведомством на социсследования. Пересмотрены ли они?” – снова пресса.
“Будут ли изменения в схеме распределения грантов?” – общественность. Об Учителе и школе
Звездой встречи стала девушка, которая решила поинтересоваться у министра, в какую страну ей стоит ехать, чтобы продолжить учебу и хорошо выйти замуж.
После этого задерживать аудиторию всякими глупостями типа “кто и как проверял, насколько выросли знания учеников, занимающихся по новой методике, по сравнению с остальными, как в ведомстве борются за облико морале школьников в свете недавней новости о родившей семикласснице?” расхотелось совсем. Тем более что пресс-служба пообещала журналистам небольшую конференцию с министром после отчетной встречи.
МОН хочет родительского внимания
Уже тут, без широкой общественности, Ерлан Сагадиев рассказал о том, как в ведомстве отреагировали на беременность 13-летней девочки.
– Такие случаи были. Наверное, будут еще. Если ими одним за другим заниматься, то невозможно решить большие проблемы. Наша задача как министерства – это работа над системными вопросами, чтобы таких случаев было как можно меньше. Мы встречались с большой группой неправительственных организаций, обсуждали очень долго то, что влияние МОН РК в регионах в плане надзора за правами детей надо усилить, – говорил он.
При этом министр подчеркнул, что одна лишь школа проблему решить просто не сможет. Дети попадают в сложные ситуации во многом из-за недопонимания и равнодушия родителей.
– Если сравнить Казахстан и Финляндию, то у нас на родительское собрание приходит 10 процентов родителей, а в Финляндии – 94. Поэтому наша системная задача – усилить роль семьи в воспитании ребенка и увеличить участие родителей в школьной жизни.
Поэтому мы сейчас просим всех работодателей хотя бы на один день отпустить людей на родительское собрание, чтобы те могли прийти в школу, погрузиться в ее задачи, уделить внимание проблемам своих детей. Казахстанские подростки активно интересуются друг другом: к чему это приводит
Другой системный вопрос – это слабая школьная психологическая служба. Поэтому наша задача – повышать квалификацию школьных психологов, давать им новые методы выявления детей, которые находятся в сложном эмоциональном состоянии, и методы оказания им первой психологической помощи, – высказался о проблеме Ерлан Сагадиев.
Ответил министр и на другие вопросы прессы. Например, рассказал о том, куда пойдут деньги Всемирного банка и когда в свет выйдут учебники, презентованные главе государства недавно.
Когда министр закончил общаться с журналистами, в фойе уже практически никого не осталось. Хочется верить, что все пришедшие на отчетную встречу Сагадиева с населением получили то, что хотели…
АСТАНА