Какой павлодарец не любит быстрой езды? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Какой павлодарец не любит быстрой езды?

Какой павлодарец не любит быстрой езды?

Быстроногий павлодарец только успевает выскакивать из-под колес множащегося с каждым днем транспорта.

  • 10 Мая 2007
  • 1201
Фото - Caravan.kz

По данным статистики, сегодня в Казахстане свыше 2,5 миллионов автомобилей, и ежегодно цифра будет увеличиваться по крайней мере на 15%.
Помните, как убедительно Ильф и Петров призывали любить пешеходов: «Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов».
В Павлодаре улицы во власти автомобилистов давно: те лихо разъезжают по тротуарам (и это уже стало настоящим бедствием местного масштаба), паркуются во всех мыслимых и немыслимых местах, создают пробки, ни в какую не желают пропускать пешеходов. Статистика подтверждает повальное «автохамство»: по данным комитета дорожной полиции, в прошедшем году в Павлодарской области на дороге погибло на 37,5% человек больше, чем в 2005 году (больше только в Астане — на 55,3%).
На фига козе баян?
В чем причина? Почему автомобильный вопрос так испортил горожан? Может, все дело в том, что павлодарцы дорвались до доступных автокредитов? Ведь автомобиль для них по-прежнему остается роскошью, а не средством передвижения. Скажем так, мало кто из горожан ездит на работу из пригорода за сто километров (как многие жители Москвы/Алматы/Нью-Йорка), чаще обзаводятся машиной из-за желания получить «статусную вещь», путь даже до работы десять минут ходьбы. Как бы это помягче сформулировать народную прибаутку… «на фига козе баян?».
В качестве пищи для размышлений: в 2005 году в Казахстан было ввезено около 240 тысяч автомобилей, из них и более 140 тысяч — старше 7 лет. Это значит, что у большинства казахстанцев нет возможности обзаводиться новым (читать — дорогим) авто, но быть крутым автовладельцем в глазах соседа ужас как хочется.
Далее — пример из жизни.
Один мой знакомый павлодарец, работавший в прокуратуре, получил повышение в Астане. Первый рабочий день. Заезжает во двор здания новой работы на свежей «девятке» (взял у сестры «напрокат»), паркуется, уходит. В обед возвращается к машине, которая оказывается буквально заблокированной двумя «Лексусами» — двери не открыть. Поднимает глаза — из верхних окон наблюдают и хихикают. То бишь, дали понять: знай сверчок свой шесток, нашел на чем приезжать… В итоге парень возвращается в Павлодар, покупает «Мицубиси Эклипс» кричаще-красного цвета и с триумфом возвращается в Астану.
Пример номер два, опять-таки, из круга знакомых. Безработная девушка, двое детей пяти и двух лет, муж-видеооператор с зарплатой в 40 000 тенге. Однако дама капризно настояла взять кредит и приобрести хоть и не новую, но машину. Ежемесячный платеж по кредиту — 20 000 тенге… На что живут (святым духом что ли питаются), непонятно, зато парень ходит и гордо крутит на пальце ключи. Это, так сказать, портрет среднестатистического городского автовладельца.
И снова обратимся к неумолимым цифрам.
Автоцифры
Сегодня в Павлодаре уже более 70000 машин. Если разделим все население города — 314 тысяч человек — получится, что на 1000 жителей приходится 222 авто.
В ежегодном рейтинге стран мира по количеству автомобилей на душу населения, который публикует статистическая служба ООН, можно найти небезынтересные данные. Произведя некоторые расчеты, мы получим, что на 1000 человек в республике примерно 178 авто.
Сравним показатель с ооновскими выкладками: США — 765 машин на тысячу граждан (уже который год подряд Америка является лидером по автомобилизации — «колеса» есть у 75% американцев), Франция — 565, Великобритания — 426, Хорватия — 233 (почти столько же в Павлодаре), Уругвай — 174 (а это почти что республиканский показатель), Россия — 156 (соседа мы обогнали!), Белоруссия — 109, Украина — 98, Молдавия — 49, Египет — 30, Индия — 12, Афганистан — 1.
Как видите, чем ниже уровень развития экономики, тем меньше у людей возможностей… гонять по тротуарам своих сограждан. А если и тротуаров нет, как в Афганистане, то нет и проблемы.
Если исходить из вышеуказанных цифр, то еще в прошлом веке мир должен был задохнуться от пробок. В статье Владимира Мединского, заместителя председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, читаю интересные мысли «по поводу»:
«Вся борьба с пробками сводится к строительству новых дорог (в этой части, надо отдать должное, Москва делает все возможное) и к реконструкции имеющихся. Однако еще нигде в мире, просто развивая дорожную сеть, решить проблему пробок не удавалось. Все равно количество автомобилей растет значительно быстрее. Если сейчас в Москве примерно 3,3 млн. машин (это на треть больше, чем во всем Казахстане!прим.авт), то можно себе представить, что произойдет со столицей через 2-3 года, когда количество автомобилей, исходя из нынешних темпов их приобретения, достигнет 4-5 млн. Тогда мы уже будем говорить не об утренних и вечерних пробках, как сейчас, а о круглосуточных.
Мне много довелось поездить по миру, и такие пробки, как в Москве, я видел только в двух столицах: Луанде — столице Анголы — в 2005 году и Бангкоке — столице Таиланда — в 1995.
Кстати, сейчас в Бангкоке, говорят, с помощью строительства платных дорог второго уровня эту проблему решили. Остались Луанда и Москва. Поэтому пробки говорят не о том, что наш город очень развит и богат. Как раз наоборот. Город инфраструктурно не развит, да и правила езды в нем дикие».
Как говорится, что еще сказать, когда все уже сказано… Пока городские власти ломают голову, как разгрузить улицы, в Павлодаре регулярно можно видеть следующую картину. Из-за перекрытой центральной улицы (в последний раз — во время бесконечных репетиций к 1 Мая, накануне празднования — для нанесения дорожной разметки) потоки машин перенаправляют на параллельные (и гораздо более узкие) улочки.
В итоге повсюду мечутся опаздывающие горожане, которых общественный транспорт так и не довозит до нужной остановки, на узкой проезжей части скапливаются неповоротливые автобусы, надо всем — гвалт, шум, гуденье. И посреди хаоса — выбившийся из сил сотрудник ГАИ, пытающийся наладить более-менее нормальное движение…
Убрать пешеходные переходы — и пробок не станет
Депутат городского маслихата Аскар Бахралинов в конце апреля в газете «Городская неделя» озвучил несколько вариантов борьбы с пробками: убрать «лишний» пешеходный переход (!) на центральной улице, чтобы тот не тормозил движение.
Народный избранник объяснил, что в 200 метрах находится подземный переход. Второе — сместить график начала работы/учебы (правда, горожане наверняка начнут возмущаться). Также было предложено заменить «Газели» более вместительными и современными автобусами. Идея стоящая, но от километровых заторов и она не излечит: все-таки город надо развивать инфраструктурно и культурно (чтобы одна половина жителей не давила другую).
Правда, глядя на разбитый асфальт, сомневаешься, что власти пресловутую инфраструктуру сумеют развить даже за десять лет.
«В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать».

Фото автора