Какие женщины упоминаются в шежире казахов, и как теперь их имена исчезают оттуда - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Какие женщины упоминаются в шежире казахов, и как теперь их имена исчезают оттуда

Какие женщины упоминаются в шежире казахов, и как теперь их имена исчезают оттуда

Шежире казахов было больше чем обычным генеалогическим древом, оно во многом определяло всю жизнь наших предков, от выбора супруга до рассадки гостей на тое. Считается, что в шежире было принято указывать только мужчин, однако это не совсем так.

  • 21 Марта 2023
  • 1267
Фото - Caravan.kz

Редакция Caravan.kz рассказывает, в каких случаях женские имена вносились в шежире.

Какие женщины попадали в шежире

В официальных шежире женщины упоминались нечасто, но если встречались – обычно в качестве жен и матерей, но никогда — дочерей.

Имена таких женщин можно обнаружить уже в названиях ру. Как правило, это казашки, известные как легендарные матери, их почитали за то, что они дали жизнь прославленным мужчинам, которые стали основателями целых родов, а также за личные качества – мудрость, доброту, великодушие, скромность, остроумие, различные таланты, вплоть до умения обращаться с чайным грибом, как в случае с Дарабоз-ана. Поэтому обычно к их имени добавляют слово «ана», что означает «мать». Домалак-ана также прославилась своими точными предсказаниями, а также считается аулие, святой. Умением видеть будущее и исцелять больных прославилась Актолыс-ана.

В честь женщин названы, например, роды абак керей, кызай найман, нурбике шаншар, алтын жаппас.

Иногда именами праматерей называют не отдельные роды, а их объединения, так как они начались с сыновей одной матери. Например, потомки Алтыншаш-ана составили пять подродов, Жанат-ана  — восемь подродов, Алеуке-ана – целых двенадцать.

Кроме того, память об этих женщинах увековечена в уранах – боевых кличах, особенных для каждого ру. Например, воины рода каракесек шли в бой с именем Каркабат-ана на устах.

Впрочем, упоминали их не только во время битвы. Многим матерям принято молиться. К мавзолею Домалак-ана, прародительнице албанов, суанов и дулатов, в Южно-Казахстанской области до сих пор приезжают люди, которые не могут завести ребенка. Считается, что меж камней, установленных на входе, может пройти только действительно благочестивый человек.

Но со временем традиция упоминать в шежире выдающихся женщин стала меняться.

«Надо еще иметь в виду, что в XVIII в. в казахских родах и племенах произошла массовая замена уранов в честь героев казахско-джунгарских войн. Баланс сместился в сторону батыров-мужчин. Позже, в XIX-XX вв., происходила, так сказать, корректировка шежире. Это явление наблюдается и сейчас. Многие составители родословных считают зазорными старинные легенды, возводящие происхождение того или иного рода к женщине, и откровенно придумывают новые, более патриархальные версии»,пишет по этому поводу историк Радик Темиргалиев.

Женщины в шежире сейчас

В последние годы интерес казахов к шежире, как и ко всему историческому наследию предков, увеличился. Причин специалисты называют несколько, и одна из них – постепенное избавление от советского влияния, когда власти боролись с соблюдением древних традиций, так как они считались трайбализмом, варварством и т.д.

При этом в случае с шежире есть определенные проблемы, так как в результате джутов, голода, массовой эмиграции в Китай и Турцию, репрессий, гибели во время Великой Отечественной войны многие родовые линии оказались разорваны, и восстановить их спустя столько лет очень сложно.

Энтузиасты занимаются этим на добровольных началах, издают многотомные книги с родословными, открывают сайты и группы в социальных сетях, где можно найти имена своих предков, а иногда – и новых родственников.

Взгляд на шежире при этом остается по-прежнему патриархальным. Об этом можно судить по тому, что имена женщин очень редко добавляют в онлайн-шежире, и по реакции пользователей на такие случаи. Большинство из них требуют тщательно соблюдать обычаи и удалять все женские имена. Некоторые согласны, что в шежире можно добавлять дочерей, но уточняют, что на их детей это не распространяется, а также, что род стоит считать все равно по сыновьям.

— Девочек добавлять не надо, так издавно повелось!
— Заметил, что в некоторые ветви пользователи также включают своих дочерей. Что это за новый обычай? Не то чтобы я унижал женщин вообще, но разве шежире с самого начала не продолжалась только мужскими именами? Потому что девочка в будущем выйдет замуж и продолжит линию другой семьи. В связи с этим возникает вопрос к тем, кто написал здесь имена своих дочерей: вы собираетесь записывать детей своих дочерей в свой род? Что будет делать семья ваших зятьев? Вы бы сначала немного подумали, а не творили, что в голову взбредет!
— Не стоит добавлять девочек в шежире, будет путаница.
— Правильно говорите, ни дочерей, ни их детей в шежире добавлять не надо, путаница начнется. Если родители знают, они научат своих детей
.
— Казахи всегда помнили своих предков и сроду не вносили девушек в шежире, даже если не было потомков мужского пола. Если спрашивали, сколько у тебя детей, отвечали, например: "У меня 2 сына и 3 дочери". Сейчас хорошо, что снова стали писать шежире, но писать его тоже нужно правильно. Что бы сказали старики? Если рядом с вами есть аксакалы, спросите их, правильно ли вносить в шежире девочку. Предлагаю писать шежире только по именам мужчин, как было в самом начале, а имена девушек удалим. Женских имен быть не должно.  если не было сыновей — ветвь обрывалась. Не будем начинать новую моду под предлогом того, что сейчас XXI век! Не будем забывать, что казахи — это казахи.

Таким образом, имена матерей, жен, дочерей, сестер по-прежнему сохраняются в любых источниках, кроме официального шежире.