Редакция Caravan.kz рассказывает, в каких случаях женские имена вносились в шежире.
Какие женщины попадали в шежире
В официальных шежире женщины упоминались нечасто, но если встречались – обычно в качестве жен и матерей, но никогда — дочерей.
Имена таких женщин можно обнаружить уже в названиях ру. Как правило, это казашки, известные как легендарные матери, их почитали за то, что они дали жизнь прославленным мужчинам, которые стали основателями целых родов, а также за личные качества – мудрость, доброту, великодушие, скромность, остроумие, различные таланты, вплоть до умения обращаться с чайным грибом, как в случае с Дарабоз-ана. Поэтому обычно к их имени добавляют слово «ана», что означает «мать». Домалак-ана также прославилась своими точными предсказаниями, а также считается аулие, святой. Умением видеть будущее и исцелять больных прославилась Актолыс-ана.
В честь женщин названы, например, роды абак керей, кызай найман, нурбике шаншар, алтын жаппас.
Иногда именами праматерей называют не отдельные роды, а их объединения, так как они начались с сыновей одной матери. Например, потомки Алтыншаш-ана составили пять подродов, Жанат-ана — восемь подродов, Алеуке-ана – целых двенадцать.
Кроме того, память об этих женщинах увековечена в уранах – боевых кличах, особенных для каждого ру. Например, воины рода каракесек шли в бой с именем Каркабат-ана на устах.
Впрочем, упоминали их не только во время битвы. Многим матерям принято молиться. К мавзолею Домалак-ана, прародительнице албанов, суанов и дулатов, в Южно-Казахстанской области до сих пор приезжают люди, которые не могут завести ребенка. Считается, что меж камней, установленных на входе, может пройти только действительно благочестивый человек.
Но со временем традиция упоминать в шежире выдающихся женщин стала меняться.
«Надо еще иметь в виду, что в XVIII в. в казахских родах и племенах произошла массовая замена уранов в честь героев казахско-джунгарских войн. Баланс сместился в сторону батыров-мужчин. Позже, в XIX-XX вв., происходила, так сказать, корректировка шежире. Это явление наблюдается и сейчас. Многие составители родословных считают зазорными старинные легенды, возводящие происхождение того или иного рода к женщине, и откровенно придумывают новые, более патриархальные версии», — пишет по этому поводу историк Радик Темиргалиев.
Женщины в шежире сейчас
В последние годы интерес казахов к шежире, как и ко всему историческому наследию предков, увеличился. Причин специалисты называют несколько, и одна из них – постепенное избавление от советского влияния, когда власти боролись с соблюдением древних традиций, так как они считались трайбализмом, варварством и т.д.
При этом в случае с шежире есть определенные проблемы, так как в результате джутов, голода, массовой эмиграции в Китай и Турцию, репрессий, гибели во время Великой Отечественной войны многие родовые линии оказались разорваны, и восстановить их спустя столько лет очень сложно.
Энтузиасты занимаются этим на добровольных началах, издают многотомные книги с родословными, открывают сайты и группы в социальных сетях, где можно найти имена своих предков, а иногда – и новых родственников.
Взгляд на шежире при этом остается по-прежнему патриархальным. Об этом можно судить по тому, что имена женщин очень редко добавляют в онлайн-шежире, и по реакции пользователей на такие случаи. Большинство из них требуют тщательно соблюдать обычаи и удалять все женские имена. Некоторые согласны, что в шежире можно добавлять дочерей, но уточняют, что на их детей это не распространяется, а также, что род стоит считать все равно по сыновьям.
— Правильно говорите, ни дочерей, ни их детей в шежире добавлять не надо, путаница начнется. Если родители знают, они научат своих детей.
Таким образом, имена матерей, жен, дочерей, сестер по-прежнему сохраняются в любых источниках, кроме официального шежире.