Стоит отметить, что планируемое нововведение вызвало критику и негодование общественности.
Родители стали указывать на возможные риски из-за такой идеи чиновников, а многие воспитатели и преподаватели были с ними солидарны.
В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz решила напомнить вам о самых громких из тех новаций, за которые министерство образования и науки РК подвергалось критике как общественности, так и властей.
2014 год
"Деньги кончились. Еще надо"
В начале 2014 года отечественные СМИ сообщали об очередной реформе министерства образования, которой сулили закончиться грандиозным провалом.
Тогдашний план ведомства буквально в пух и прах разнесли депутаты парламента. Оказалось, чиновники хотели разрешить вузам готовить докторов наук за деньги, предоставить университетам практически полную независимость и ввести новые принципы выдачи государственных грантов.
На всё это министерство образования по привычке попросило еще и денег — сразу несколько миллиардов. Мажилисмены от такого пришли в ярость. Казалось бы, министерство образования должно было уже давно привыкнуть к критике, скандалы эту сферу сотрясают регулярно. Но тогда чиновники волновались особенно. Перед депутатами они должны были не только защитить очередную реформу, но и выпросить на нужды ведомства несколько миллиардов тенге. Сложно это было сделать потому, что среди народных избранников едва ли не каждый третий — бывший сотрудник образования. Работу министерства депутаты знают отлично.
Большое внимание мажилисмены уделили вузам. Они задавались двумя основными вопросами: кого готовят и кто готовит. Большинство выпускников, как правило, не работает по специальности, а сами преподаватели не могут дать студентам необходимых знаний. Решить проблему чиновники предлагали деньгами. Просили увеличить зарплату педагогам. Но понимания идея не нашла. Дополнительные средства депутаты посоветовали искать в другом месте, не в парламенте.
2015 год
Министр, который за полгода не провел ни одного приема граждан
Четыре года назад критике подвергся теперь уже бывший министр образования и науки РК Аслан Саринжипов, который за полгода не провел ни одного приема граждан. Об этом говорила член Республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии "Нур Отан", депутат мажилиса парламента РК Меруерт Казбекова.
— В 2014 году министром за шесть месяцев не было проведено приема граждан. Мы также не могли попасть к нему на прием, — заявила она.
Как утверждали члены совета, 504 обращения поступили в 2014 году в министерство, большинство из которых остались без ответа.
Кроме того, по словам Казбековой, были проведены социсследования, которые показали, что население страны выставляет очень высокий коррупционный рейтинг сфере образования.
— Социологические исследования показали, что население страны выставляет очень высокий коррупционный рейтинг сфере образования. 39 процентов граждан Астаны подтверждают распространенность коррупции при переводе из одного вуза в другой, при сдаче экзаменов и зачетов, — сказала госпожа Казбекова.
По ее словам, в рейтинге госорганов, согласно опросу жителей Алматы, на втором месте учреждения образования — 28,4 процента. Опрошенные отмечают высокую коррумпированность сотрудников детских садов, школ, вузов и других учреждений образования.
2017 год
Новые учебники
Два года назад возмущение по поводу новых казахстанских учебников по русскому языку для учеников 7-го класса охватило весь Казнет. Родители и просто неравнодушные казахстанцы возмущены тем, что в учебник русского языка включены не свойственные предмету задания.
Как отмечал 365info.kz, недоумение вызывают такие задания, как посмотреть мультфильм «Ледниковый период» и дать оценку поведению персонажей. Здесь стоит отметить: просто так посмотреть фильм «Ледниковый период» не получится, его надо или купить на DVD, или воспользоваться нелегальными пиратскими сервисами в Интернете. Какой именно способ предлагает использовать министерство? Поддержать продавцов DVD или нарушить закон об авторских правах?
Или посмотреть выпуск передачи российского телеведущего Ивана Урганта и также дать свою оценку. Но особый негатив у казахстанцев вызвало упражнение с текстом, который пестрит непонятными словами:
- «бутявка»,
- «кукуся»,
- «калуша»,
- «отпызявила»,
- «мырдявость» и другие.
По мнению депутата мажилиса Ирины Смирновой, предлагаемые к изучению произведения, которые в общей массе находятся в новом учебнике русского языка, непродуманны и недоработаны. При этом она считала, что хоть министерство образования и пытается доказать общественности, что новый учебник хороший, но на самом деле это не так.
Недоработки в оценке знаний
Родители казахстанских школьников, которые в 2017 году перешли на систему обновленного содержания образования, жаловались тогдашнему главе МОН РК Ерлану Сагадиеву на недоработки программы в части оценки знаний учеников.
В 2017 году на обучение по системе обновленного содержания перешли ученики 1, 2, 5 и 7-го классов. По сообщению ведомства, новая программа для казахстанского образования была разработана и внедрена в Назарбаев Интеллектуальных школах, где доказала свою эффективность. После этого ее стали внедрять в школы по всей республике.
Однако на измененную систему стали поступать жалобы родителей, чьи дети из отличников перешли в троечники, а некоторые ученики и вовсе отказываются идти в школу.
Комментарии родителей приводятся ниже без изменений, с сохранением стилистики и орфографии:
"До вашей новой программы у меня дочь была отличницей до 7 класса, жизнерадостной, летела в школу получать знания, сейчас же она ненавидит ее с вашей новой программой. Срочно переделывайте новую программу, которую вы придумали для 7 классов, как может какая-то машина ставить оценки, не зная потенциал ребенка. Своими нововведениями вы разрушаете психику детей, отбиваете охоту учиться, тем самым вы подрываете авторитет правительства, вы сами попробуйте встать на место ребенка. Если раньше детям объясняли все на уроке доступно и понятно, то сейчас дети сами все учат, ЗАЧЕМ НАМ ТОГДА УЧИТЕЛЯ???" — написал Игорь Бояринов в блоге министра.
Новую программу раскритиковали родители пятиклассников. По их словам, в классе, где обучаются 25 человек, насчитывалось пять троечников и 10 отличников, но по итогам первой четверти только один ученик получил пятерки по всем предметам и двое – четверки, остальные школьники стали троечниками.
"Никто ничего понять не может. Оценок в течение четверти нет вообще, на уроках детей не оценивают, домашнюю работу тоже. Оценивают по критериям и по итогам написания суммативных работ — их две за четверть и одна итоговая по каждому предмету. Там сложная формула перевода: за ответы дают баллы, потом их суммируют, потом по специальной шкале переводят в проценты, потом по другой специальной шкале проценты переводят в оценки, и родители с удивлением видят за четверть тройки. Это что? Реальные знания?" — возмутилась Наталья Варнавская.
2018 год
Электронный журнал учителей
Весной прошлого года депутаты мажилиса подвергли критике приказ о правилах ведения электронного журнала учителей.
Депутат Наталья Жумадильдаева зачитала приложение 6 приказа № 615. Согласно ему, классный журнал является государственным документом, ведение которого обязательно для каждого учителя. При подключении школы к электронной системе классный журнал заполняется только в электронном формате, заполнение его в бумажном формате не допускается. При этом электронный журнал по итогам каждой четверти выгружается из информационной системы, распечатывается, страницы прошнуровываются, пронумеровываются, заверяются подписью директора и печатью школы. В таком виде они хранятся.
— То есть он (учитель) создаёт, извините за выражение, доморощенную копию бумажного журнала. Скажите, пожалуйста, в чем смысл электронного журнала и запрета на его бумажный вариант? — обратилась депутат в ходе правительственного часа в мажилисе.
По словам Ерлана Сагадиева, это временная мера, которую просили сами учителя. Как оказалось, они боятся за сохранность данных.
— В будущем, когда все учителя убедятся, что оценки учеников находятся в безопасности и никуда не пропадут, мы можем приказ поменять и отменить этот пункт, — ответил глава МОН.
В обсуждение вмешалась вице-спикер палаты Гульмира Исимбаева.
— Бедные учителя, они же и виноваты, на них же нагрузка, они же теперь во всем крайние. Кто знает, у нас десятки тысяч учителей, кто из них так сказал, а нагрузка идет на всех. Может быть, надо было, когда все уже привыкнут к электронному журналу, тогда и отменять бумажный журнал? Это же нонсенс, бумажный отменяем, тем не менее прошнуровываете, распечатываете… Зачем это делать? — отметила депутат.