Проект опубликован на портале открытых НПА, передает медиа-портал Сaravan.kz. Предудыщий план был утвержден в 2002 году.
Новый генеральный план создан с соблюдением следующих семи основных принципов "Программы развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года" : комфортная городская среда, устойчивый экономический рост, управляемая урбанизация, социальная стабильность, цифровизация, безопасность и возвращение Алматы звания "города-сада".
Одним из главных аспектов и отличий от предыдущих документов стал переход от моноцентричной модели развития к созданию в городе пяти новых полицентров. Каждый из них станет самодостаточным районом и обеспечит принципы и условия устойчивого развития территории с регулируемой урбанизацией.
Стремительно растущему городу нужна инфраструктура, которая выдержит увлеичивающуся нагрузку. Сейчас как коммунальные сети, так и остальные элементы инфраструктруры не всегда справляются с необходимым объемом работы.
В связи с этим в генплане предусмотрены:
- строительство 188 новых школ, 12 пристроек к существующим учебным заведениям и 65 поликлиник, модернизация 11 семейно-врачебных амбулаторий, 25 существующих многопрофильных и 13 специализированных стационаров;
- строительство около 2,4 тысячи километров сетей водоснабжения, 1,1 тысячи километров сетей водоотведения и 161 километра сетей теплоснабжения. Эти меры позволят обеспечить надежную и эффективную работу коммунальных систем, а также повысят уровень комфорта для жителей города. Модернизация сетей будет проведена за счет бюджетных инвестиций и новой тарифной политики, основанной на принципе "Тариф в обмен на инвестиции";
- оптимизация маршрутной сети с интеграцией скоростного транспорта, включая ЛРТ, БРТ и метро, для скоростного и комфортного передвижения. До 2030 года будет построено 45 километров линий ЛРТ по улице Толе би, проложено 5,2 километров линий метро от станции "Калкаман" до станции "Барлык", построены четыре транспортно-пересадочных узла (Барлык, Алматы-2, Восточные ворота, Север). До 2040 года будет построено еще 76 километров линий ЛРТ, 57 километров БРТ и 7,8 километра линий метро "Алматы-1" и "Алматы-2". Все эти меры позволят к 2040 году увеличить долю пользователей общественного транспорта на 60 процентов, в то время как использование личных автомобилей снизится на 20 процентов;
- до 2025 года для экологизации общественного транспорта 1200 дизельных автобусов переведут на газ и электротягу, в эксплуатацию будут введены 2 новых газовых автопарка, 5 новых газовых заправочных станций, на 200 единиц будет обновлен троллейбусный парк. В период 2025-2030 годов будут созданы сети зарядной инфраструктуры для личного и общественного электротранспорта. Это значительно снизит выбросы вредных веществ в атмосферу;
- для решения экологических проблем будет расширен экологический каркас – до 2030 года общая площадь зеленых зон возрастет почти в 3 раза – с 1,3 тысячи до 3340 гектаров, а к 2040 году — до 3840 гектаров;
- обеспечение сейсмической безопасности горожан – Генеральный план ограничивает строительство зданий в 10-балльных зонах сейсмической активности не выше 6 этажей. На основании генплана будет проведен новый сейсмоаудит городских зданий и сооружений, обновлена Карта рисков, которая поможет принять необходимые меры по сейсмоусилению гражданских объектов для минимизации возможных последствий в случае сейсмической активности и др.
Размер кварталов будет 160 на 250 метров.
Напомним, ранее стало известно о новшествах ЕНТ в 2023 году.