Какие факторы могут подорвать казахстанскую экономику в 2022 году - эксперт - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Какие факторы могут подорвать казахстанскую экономику в 2022 году - эксперт

Какие факторы могут подорвать казахстанскую экономику в 2022 году - эксперт

Динамика тенге в следующем году будет зависеть от цен на нефть, тогда как на нефтяном рынке наблюдается период турбулентности, вызванный опасениями распространения нового штамма "омикрон", а также "войной" между странами ОПЕК и теми, которые распродают стратегические запасы.

  • 21 Декабря 2021
  • 17927
Фото - Caravan.kz

Агентство Bloomberg со ссылкой на данные аналитиков сообщило, что в 2022 году мировую экономику ждет устойчивое развитие, но есть риски. В пример аналитики приводят "омикрон"-штамм коронавируса: в случае если новая вариация Covid-19 окажется более заразной и смертоносной, это негативно отразится на экономическом росте. Государства будут вынуждены ввести ограничения, что приведет к спаду роста мировой экономики до 4,2%. Далее может возникнуть кризис логистической инфраструктуры, будут нарушены поставки.

Другим риском аналитики называют высокую инфляцию. В начале 2021 года в США прогнозировалась инфляция в 2%, сейчас она составляет почти 7%.

Кризис в отношениях между Россией и Украиной также может стать "триггером" замедления мирового экономического роста. Сложившаяся ситуация грозит повышением цен на газ.

Негативно на экономику уже в будущем году может повлиять изменение климата, которое вызывает погодные аномалии. Это приведет к удорожанию продуктов, что ускорит общую инфляцию.

Еще один риск в 2022 году — повышение базовой ставки Федеральной резервной системой (ФРС) США. Это может негативно отразиться на развивающихся рынках, могут пострадать экономики Аргентины, ЮАР, Турции, Бразилии и Египта.

Но какие риски в первую очередь могут коснуться казахстанской экономики и какие факторы могут сыграть в этом ведущие роли? Как в будущем году будет развиваться динамика тенге и сможет ли Нацбанк справиться с возможными рисками падения? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил со старшим аналитиком компании TeleTrade Артемом Фурмановым. 

— Можно ли сказать, что мировая экономика прошла пик своего восстановления после кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19. И как на этом фоне можно оценить адаптацию Казахстана к функционированию в условиях пандемии?

— Быстрое восстановление экономики, наблюдавшееся в текущем году, в целом, закрыло разрыв выпуска, в результате чего в следующем году можно ожидать замедления темпов роста экономики как в мире, так и в Республике Казахстан в частности, — обозначил аналитик в начале. — Кроме того, на снижение темпов роста ВВП будет влиять ряд негативных факторов. В том числе возможное ужесточение ограничительных мер из-за нового штамма "омикрон". Тем более, что темпы вакцинации в Казахстане остаются довольно низкими. А также ужесточение кредитно-денежной политики регулятора, который продолжает повышать процентную ставку в ответ на растущую инфляцию.

Данные негативные факторы, подчеркивает эксперт, могут серьезно повлиять на динамику ВВП в будущем году.

— Национальный банк Казахстана уже пересмотрел прогноз по росту ВВП страны на 2022 год в сторону снижения — до уровня 3,9-4,2%. Ранее ожидался рост на 4,1-4,4%. Однако данный прогноз может быть пересмотрен в сторону снижения в следующем году. Особенно если Нацбанк не сможет справиться с инфляцией, а эпидемиологическая обстановка ухудшится, — добавил господин Фурманов.

— Как, по вашему мнению, будет складываться ситуация с курсом тенге в 2022 году? Стоит ли ожидать сильного послабления нацвалюты и в какой степени тревожными могут быть прогнозируемые цифры? А также насколько ожидаемы комфортные для Казахстана мировые цены на нефть?

— Во многом динамика тенге в следующем году будет зависеть от цен на нефть. А на нефтяном рынке наблюдается период турбулентности, вызванный опасениями распространения нового штамма "омикрон", а также "войной" между странами ОПЕК и теми, которые распродают стратегические запасы, — подметил эксперт.

По словам специалиста, очевидно, что из-за ускорения инфляции в мире регуляторы будут ужесточать кредитно-денежную политику, что отразится на сжатии ликвидности и негативно отразится на широчайшем спектре активов, в частности на нефти.

— Поэтому в ближайшее время ожидать восстановления котировок не приходится. Скорее возможна стабилизация в диапазоне 65-80 долларов за баррель по Brent или снижение к 60 долларам за баррель. На этом фоне пара доллар/тенге вполне может продолжить рост в диапазон 450 — 460, — добавил Фурманов.

— А насколько ожидаемы высокие процентные ставки на финансовые активы, номинированные в нацвалюте? И будут ли они оказывать существенную поддержку тенге в 2022 году?

— Противодействовать падению тенге будет Нацбанк Казахстана. Вероятнее всего в следующем году регулятор продолжит повышать процентную ставку. Задел у него для этого есть. Если инфляция не снизится, регулятор вполне может поднять базовую ставку на 2%, чтобы сравнять реальную базовую ставку, которая сейчас равна 1,05% (базовая ставка – инфляция 9,75% — 8,7% = 1,05%) с нейтральной реальной ставкой, которая для Казахстана находится в диапазоне 3-3,7% (реальная процентная ставка, при которой инфляция стабилизируется на уровне таргета ЦБ), — подытожил аналитик.