В ходе расследования страшной трагедии в Актюбинской области, унесшей жизни 52 граждан Узбекистана, прозвучало: срок техосмотра сгоревшего автобуса “Kassbohrer Setra”… истек почти два года назад – 17 февраля 2016 года!
Лучше поздно, чем никогда
В связи с трагедией в Казахстане планируется провести оперативно-профилактическое мероприятие “Автобус”: комитет транспорта вместе с сотрудниками административной полиции МВД будут проверять все автобусы и такси с 22 января по 18 февраля 2018 года, а также водителей, которые перевозят пассажиров и их багаж на межрайонных, междугородних, межобластных и международных маршрутах.
При выявлении каких-либо технических нарушений будут приняты меры, вплоть до запрещения дальнейшей эксплуатации транспортных средств.
Кроме того, примут меры по выявлению возможных скрытых маршрутов передвижения. “При этом особое внимание будет уделено проведению обязательного и предрейсового техосмотра транспортных средств и медосмотра водителей”, – сказано в сообщении. Но, к сожалению, погибших все эти меры уже не вернут… Как могли сгореть заживо 52 человека?
Так почему же “KassbohrerSetra” не прошел обязательный техосмотр? Забыли? Впрочем, на эти, как и на другие вопросы предстоит ответить органам следствия.
Не хочешь болеть – не дыши!
Между тем эта трагедия заставила нас обратить внимание на другую, буквально удушающую проблему. И сколько бы о ней ни писали, сколько бы ее ни обсуждали, воздух над многими казахстанскими городами свежести морского бриза, увы, так и не приобрел.
Пальму первенства в рейтинге насыщенности смога, наверное, следовало бы вручить мегаполису республики – Алматы. Взрослые и особенно дети здесь продолжают страдать от фарингитов, ларингитов, бронхитов и пневмоний. Кроме того, у нас, казалось бы, на ровном месте вдруг возникают различные аллергии. Но самое страшное – загрязнение воздушного бассейна казахстанских городов может привести и к онкологическим заболеваниям!
“КАРАВАН” уже не раз называл основные причины возникновения смога. Первая – городские ТЭЦ, которые до сих пор используют уголь. Вторая – стремление немалого количества владельцев частных домов к экономии. Они топят печи не только дровами и углем, но и старыми покрышками со свалки. В итоге получается густой черный дым.
Третья – сотни тысяч дымящих машин, отравляющих граждан круглый год. Может, автовладельцы не слишком-то спешат на станции техосмотра?
В поисках ответа корреспонденты “КАРАВАНА” решили выйти в рейд с сотрудниками алматинской полиции.
Тут-то и выяснилось, что инспекторы патрульных экипажей не имеют возможности самостоятельно проверять все коптящие и дымящие авто. Причина проста: у полицейских нет для этого специальных приборов. Правда, они могут сопроводить потенциального нарушителя на один из экологических постов, оборудованных на въездах в город. Но это легче сказать, чем сделать. Ведь у экипажей имеется участок патрулирования, и потому из-за каждого чадящего авто прерывать свой маршрут полисмены не имеют права. Чей воздух грязнее: какой сервис по мониторингу загрязнения воздуха в Казахстане отображает более достоверные данные
Справка “КАРАВАНА”
В 2017 году в городе Алматы автомобилисты допустили 36 514 нарушений ПДД, связанных с выбросом в атмосферу вредных веществ.
Полицейский рейд
10.00. Мы с фотокорреспондентом на экологическом посту “Нура”, что на Капшагайской трассе. Знакомимся с инспектором дорожно-патрульной полиции местной полицейской службы ДВД города Алматы лейтенантом полиции Таскином Аширбаевым, сержантом полиции Медетом Сыргалиевым и бойцом СОБРа капитаном полиции Ринатом Нукатаем.
Лейтенант Аширбаев говорит, что К
– А что тут удивительного, – пожимает он плечами. – Им ведь уже по 20–30 лет…
Он останавливает старенькую “Ауди 100”. Далее все, как положено. Сотрудник полиции подходит к водителю и приветствует его, затем представляется и требует предъявить документы для проверки.
На первый взгляд, все нормально, страховка имеется, техосмотр пройден. Но почему тогда авто так дымит?
Прибор показывает, что содержание СО2 в выхлопе выше допустимых 2 процентов. Размер первоначального штрафа составляет 2 МРП, что на сегодняшний день “весит” 4 810 тенге. Если попался во второй раз, то уже 5 МРП – 12 025 тенге. Кроме того, инспектор имеет право изъять у нарушителя госномера. Их вернут лишь после того, как водитель устранит неполадки в топливной системе своего авто.
10.23. А вот этот “Мерседес” не дымит, но его тоже останавливают. По словам инспектора, выброс в атмосферу вредных веществ не всегда сопровождается черным шлейфом из выхлопной трубы. Да и выявить невооруженным глазом превышение предельно допустимого коэффициента угарного и прочих газов невозможно.
Это удается сделать лишь с помощью специального прибора “Мета”. У “мерса” содержание вредных веществ все-таки выше нормы.
Еще один штраф.
На вопрос, проходил ли водитель легковушки обязательный техосмотр, он утвердительно кивает головой.
10.45 – третий водитель, 10.56 – четвертый, 11.15 – пятый…
Все они техосмотр прошли. Но почему в таком случае норма выброса не соответствует экологическим требованиям? На это водители ответить не могут, лишь недоуменно разводят руками.
11.25. Узнаем адреса станций техосмотра, куда нарушители обращались, и едем за ответом туда.
Все хорошо, прекрасная маркиза
Спрашиваем у администратора станции техосмотра, проверяют ли они машины на превышение содержания СО2? Ответ утвердительный. Но почему у машин, которые недавно прошли эту процедуру, полиция выявила в выбросах превышение вредных веществ?
В ответ слышим, что, возможно, всему виной качество топлива. Или же сами водители залили в баки своих автомобилей что-то совсем неудобоваримое.
– Поймите, мы не можем отвечать за действия каждого автолюбителя, который к нам обращается, – поясняет наш собеседник. – Мы регистрируем состояние машины лишь на тот период, когда она к нам заезжает. А что с ней сделает ее водитель потом, шаровую оторвет или тормозной шланг лопнет, либо вообще движок “убьет”, нас не касается. Ведь любая машина – это механизм, в котором всегда что-то, да неисправно. Но выявить это на глазок невозможно. Например, попробуйте визуально определить, когда выйдут из строя те же тормозные шланги? Да, можно ориентироваться по сроку их использования. Однако мало кто из водителей может вспомнить, когда их менял. Да, шланги задубели, но вот когда они лопнут? Точного ответа не даст никто.
Заострив наше внимание на том, что дымящие машины не всегда являются дизельными, администратор заявил:
– С теми все понятно. Их владельцы заливают в бак летнюю солярку, а потом доливают “левые” присадки. Но и обладатели машин с бензиновыми движками вполне могут пытаться экономить. Как? Да очень просто! Вместо топлива, которое положено по техническому регламенту, они заливают в баки более дешевое с низким октановым числом. Поэтому автомобили и дымят! Почему легкие покойников из Алматы “черные”
Вернейший способ быть обманутым – это считать себя хитрее других.
Забегая вперед, скажем, что почти такие же ответы мы получили и на трех остальных станциях техосмотра.
Может, все дело в качестве топлива? Но сотрудники всех АЗС, куда мы обращались, без лишних слов предъявляли сертификаты на бензин и солярку. Вроде бы все в порядке. На бланках имеются и подписи, и печати.
Почему же так получается, что все автомобили в Казахстане проходят обязательный техосмотр, а города, первый среди которых Алматы, как задыхались, так и продолжают задыхаться от смога? Может, не на всех станциях техосмотра трудятся работники с необходимым уровнем квалификации и, например, не могут определить превышение выброса вредных веществ? Или же водители где-то покупают фальшивые свидетельства о прохождении техосмотра? Помните, как несколько лет назад у нас торговали поддельными страховками? Так или иначе, но, видимо, пришла пора разобраться с этой проблемой. Иначе она нас просто задушит.
АЛМАТЫ