Всего представлено больше сорока живописных и графических работ в своеобразном стиле на стыке авангарда, импрессии и реализма. Названия говорят сами за себя: “Небесный музыкант”, “Серебряный музыкант”, “Песни акына”, “Звуки древнего кобыза”… Прибывшая на вернисаж из Кокпектинского района – родины художника – делегация дружно передвигается от работы к работе. Возле каждой люди сначала замирают, затем негромко делятся впечатлениями. Картины земляка они называют звучащими.
– Пластический язык художника Смаилова действеннее слов и способен пробираться в душу так, как это делает музыка, – поясняет сотрудник музея, искусствовед Лариса МАРТЫНОВА. – Многие из его произведений могут служить иллюстрациями, например, к лирике Абая. Если это портрет, то художник передает самую суть, характер героя.
Сам автор за происходящим в зале наблюдает с сияющими глазами.
Он общается с помощью жестов, помогает переводчик. Но и без перевода ясно: это то состояние, когда говорят, что у человека выросли крылья.
На самом деле персональная выставка – мечта каждого настоящего мастера. А ведь еще полтора года назад Марат был на грани отчаяния.
– В один из дней приходит и просто показывает нам работы, – вспоминает искусствовед. – Они невероятные, но такое впечатление, будто выполнены на первом попавшемся листе. Лишь бы выплеснуть образы, которые его переполняют. Часть рисунков вообще была сделана шариковой ручкой, потому что не было у творца ни холста, ни красок.
У Марата пронзительный талант, но не каждый здоровый художник смог приспособиться к рыночным отношениям. А ему, практически лишенному слуха, было труднее вдвойне.
У сотрудниц музея при воспоминаниях о тех годах до сих пор ком в горле. Маленький коллектив сделал все, чтобы помочь художнику, – собрали по своим сусекам краски, растворители, кисти. Несколько работ учреждение оформило в багеты для продажи на благотворительном аукционе. Коллектив, что называется, поставил на уши предприятия и меценатов в поиске спонсора для Марата.
– Талантливая личность, может шедевры делать, но теряет время и веру в себя из-за простоя, – помнится, объясняли искусствоведы, приглашая СМИ на благотворительный аукцион. – Ему нужны холсты, мастерская, нужно выйти из замкнутого круга.
Благотворительный вечер удалось организовать буквально через пару месяцев. Семь работ приобрел бывший казахстанец, ныне гражданин Канады Константин Мирошник. Несколько картин купили земляки из Кокпектинского района. Запас бумаги, пастели, красок, кистей, холстов передали восточноказахстанские художники. А дочернее подразделение крупнейшего российского банка выразило готовность стать постоянным спонсором мастера.
Сейчас в областном музее искусств вновь выставка Марата Смаилова.
– Ему сейчас не хватает времени, – делится негромко дочь художника Вероника. – Он спешит воплотить все идеи, которые скопились за время кризиса. Много делает графических работ. Графикой он как бы ускоряет процесс осмысления картины. У него большая мастерская, но и ее уже не хватает.
Сам мастер через переводчика дополняет: самое плодотворное время – вечер, никто не отвлекает. Иногда сюжеты появляются во время чтения книг. Некоторые картины рисуются за день. И да, он постоянно слышит музыку.
Интересно, что азам живописи Марата учил отец, занимавшийся оформлением сельского клуба.
Потом были изобразительная школа в Зыряновске и Ленинградский художественный политехникум. В 1990-е специалисты заговорили о присущих Смаилову великолепном чувстве цвета, композиции и невероятном воображении. А потом художник пропал. Началась долгая полоса трудных жизненных обстоятельств…
…Никто из тех, кто собрался здесь, не спешит уходить. Люди возвращаются к картинам, причем не важно, написаны они маслом, темперой или акварелью.
Каждый пытается что-то досмотреть, долюбоваться, дослушать. Потому что от работ Смаилова волнительно и радостно на сердце. Они – лекарство для глаз.
К слову, часть выставленных произведений уже куплена самим музеем искусств. Часть картин уйдет в частные коллекции еще до закрытия “персоналки”.
– Такая импульсивная страстная подача образов и цвета – редкость, – заключает Лариса Мартынова. – Зритель словно становится соучастником творчества, каждый может увидеть что-то свое.
УСТЬ‑КАМЕНОГОРСК