Как правило, пресса бывает в Байконыре только в дни запусков летательных аппаратов с космодрома и жизнь самого города видит поверхностно, «в картинках». Ведь главная задача – осветить уход в небо космического корабля. Но наш корреспондент провел в Байконыре достаточно времени, чтобы рассказать читателям, что мифы, а что правда в суждениях об этом интереснейшем населенном пункте, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Сокрытый за периметром
И, правда, сокрытый. Байконыр практически по всему периметру обнесен высокой стеной, увенчанной колючей проволокой и находящейся круглосуточно под обзором сотен видеокамер. И попасть в город можно только через контрольно-пропускные пункты по пропускам. Местным они выдаются согласно прописке. Для тех, кто хочет въехать в Байконыр, но не прописан здесь, всё гораздо сложнее. Если у вас есть родственники или друзья, они могут заказать для вас гостевой пропуск. Если нет, то можете обратиться в турфирмы, базирующиеся в Байконыре. Списаться с ними, скажем. И они за определенную плату закажут для вас пропуск. К слову, из-за режимности в Байконыре нет вокзалов, ни автобусного, ни железнодорожного. Добираться для начала надо до ближайших поселков, Акая или Торетама. И там уже в зоне видимости контрольно-пропускные пункты.
Российский Байконыр
В корне неверное суждение. Россия арендовала город Байконыр в составе космодрома Байконур до 2050 года. Но город этот наш, казахстанский. Конечно, приезжим немного необычно видится ситуация: в Байконыре работают российская администрация и казахстанское управление по обеспечению деятельности специального представителя Президента РК на комплексе Байконур, есть российская и казахстанская полиция, суд и прокуратура. Систем здравоохранения две, систем образования тоже – казахстанские и российские, архивов, ЗАГСов тоже, например, по два. В магазинах ходят, как рубли, так и тенге. Все устроено так, чтобы соблюсти интересы и казахстанцев, и россиян. Но Байконыр по-прежнему на карте РК, в составе Казахстана. И говорить про этот город «анклав Российской Федерации» или «аппендикс Казахстана», как делают это некоторые пользователи в соцсетях, неправильно, некрасиво и обидно для жителей Байконыра. Они, например, сами о себе не говорят «россияне» или «казахстанцы», они говорят: байконырцы.
Очень разная, кстати, жизнь у тех горожан, что работают на предприятиях космической отрасли, там платят в рублях, хорошо и стабильно. И тех, кому не досталось такое хлебное место под солнцем. Фабрик и заводов в Байконыре нет, частных предприятий тоже немного. В бюджетных организациях штат не резиновый и не получающий «космические» оклады. Так что расслоение общества в городе налицо, так же как и высокий уровень миграции населения.
Туристический город
Сильно преувеличенное представление о Байконыре. Пока потока туристов, желающих посетить этот город, не наблюдается. Сотни их бывают в дни запусков космических аппаратов. И в основном пилотируемых. А в будние дни, если быть совсем уж прямыми, здесь делать нечего. Да, случается, приезжают, в том числе из далекого зарубежья, пожилые пары, ностальгирующие по СССР. Ведь в городе сохранились сотни зданий советской постройки и архитектуры. Приезжают люди, интересующиеся космической тематикой, посещают местный музей, фотографируются у достопримечательностей. Но таких немного.
Кстати, очень мало бывает в Байконыре казахстанских туристов из-за дороговизны туров на космодром: они стоят порядка 600 тысяч тенге на человека. Возможно, ситуацию изменит строительство близ Байконыра Казахстаном туристическо-развлекательной зоны, в которую готовы вкладываться иностранные инвесторы и формировать здесь современную инфраструктуру. Сюда можно будет ездить, не переплачивая за оформление разрешительных документов и пользуясь услугами казахстанских туроператоров. Да и посмотреть будет что: от музея восковых фигур личностей, внесших вклад в освоение космоса, до различных интерактивных шоу.
Неверно представление некоторых граждан о том, что байконырцы наблюдают за запуском кораблей со своих балконов. Космодром Байконур от города Байконыра далеко, порядка 70 километров, так что ничего с балконов не видно.
Городок с космическими ценами
Можно добавить, еще и с изношенной коммунальной инфраструктурой, зданиями советской постройки, по сути дела, отслужившими свой век, культурной жизнью, напоминающей мне пионерское детство.
Байконыр по ценам на товары народного потребления и тарифам действительно в числе самых дорогих городов Казахстана. И некоторые коммунальные тарифы в разы выше средних по стране. До настоящего времени для населения удалось снизить только цену на газ, его провели в город природный, казахстанский, а раньше люди пользовались привозным сжиженным. Тарифы же на тепло, горячее и холодное водоснабжение, обслуживание зданий пока кусаются, съедают глобальную часть бюджетов семей местных жителей. Возможно, какой-то результат по улучшению качества жизни байконырцев даст подписанная два месяца назад казахстанской и российской сторонами долгосрочная совместная программа по развитию Байконыра. Там есть пункты об улучшении коммунальных условий для населения. Казахстанская сторона, кстати, взялась за модернизацию водопроводных сетей города, изношенных на 90 процентов. Идут разговоры и о модернизации местной ТЭЦ постройки середины прошлого века. Но до практической стороны дела, по видимости, еще далеко. Сенаторы рассмотрели законопроект по газоснабжению комплекса Байконур
Кстати, о культурной жизни Байконыра. Попадая в город в первые несколько раз, дивишься огромному числу культурно-массовых мероприятий, проходящих в Байконыре. Но через какое-то время понимаешь, как скучны дискотеки «а-ля восьмидесятые», уличные концерты самодеятельности и громкие мероприятия патриотической направленности в концертных залах. Всё это мысленно откидывает тебя куда-то на годы назад. Единственное, что действительно восхищает в этом плане в Байконыре, – работа библиотек. У них огромные книжные фонды и грамотные специалисты, они организовывают десятки читательских вечеров и конференций, здесь можно дискутировать о литературе, искусстве и истории с умнейшими людьми. И главное, сюда тянутся дети. А современные дети, как известно, далеко не книжные черви.