Присадки – не выход
– Согласно статистике, около 30 процентов казахстанских автолюбителей отдают предпочтение дизелю. С чем это связано?
– Дизель более тяговитый, экономичный и надежный, не зря же эти двигатели устанавливают на специальной и военной технике. Если на бензиновом моторе откажет один цилиндр из четырех, то ехать на нем будет невозможно, а дизель этого даже не заметит.
– Какие проблемы характерны для дизельных двигателей?
– Начнем с того, что зимой он частенько не желает заводиться. Причин может быть несколько. Первая – некачественное топливо, которое замерзает при минусовых температурах. Хорошей зимней солярки у нас давно уже не встречается, а то, что за нее выдают, чаще всего является летней с присадками.
– Можно ли зимой добавлять в солярку бензин?
– Нет, ни в коем случае! Дизельное топливо играет роль смазки для всей системы впрыска: обрабатывает ТНВД (топливный насос высокого давления) и форсунки. А если в солярку плеснуть бензин, то он их высушит. Начинается выработка всех деталей топливной системы – они трутся друг о дружку насухую.
– Но присадки ведь добавить можно?
– Я бы не рекомендовал, так как антигелевые присадки (антизамерзайки) рассчитаны для высококачественного топлива. А не для нашей, с позволения сказать, “зимней” солярки. Они с ней не взаимодействуют, и весь гель в неразмешанном виде попадает в топливную систему и засоряет ее.
– Что же посоветуете любителям дизелей?
– Лучше добавить в бак авиационный керосин в пропорции 1 к 10: один литр керосина на 10 литров солярки. Лучше делать это на заправке, перед тем как в бак зальют топливо, чтобы жидкости лучше перемешались.
Кстати, огромное значение имеет топливный фильтр, который необходимо менять через каждые 7 тысяч километров пробега. Одновременно с заменой масла в двигателе.
– А если машина ездит мало?
– Тогда успеть до холодов. Все фильтры состоят из бумажного элемента, они имеют сопротивление проточности топлива. Когда же на улице ниже ноля, то солярка густеет, а если она еще и запарафинена, то фильтр забивается насмерть.
Между прочим, большинство автолюбителей не придает значения месту парковки машины. И зря! Надо помнить, что солярка в топливной системе на сквозняке замерзает гораздо быстрее, чем в затишке. Поэтому машину лучше всего ставить в гараже, а если его нет, то на парковке под навесом или на худой конец там, где нет ветра. Например, с торца дома в тихом месте.
– Сейчас так много машин развелось, что водитель рад любому свободному пятачку, не то что затишку…
– Тогда надо установить на машину сигнализацию с функцией автозапуска и отрегулировать таймер так, чтобы двигатель заводился в течение ночи 2–3 раза, минут на 15.
– Короче говоря, для прогрева?
– Да, когда двигатель заводится, то в топливной системе начинается циркуляция и уменьшается риск заморозить солярку.
К тому же с утра водитель сядет в теплый и прогретый салон машины.
– Но ведь из-за этого увеличится расход топлива?
– Ненамного, всего на 2–3 литра на каждые 100 километров пробега.
Хочу отметить, что использовать систему автозапуска следует только тогда, когда все электроприборы – фары, магнитола, свет в салоне – отключены.
Чтобы запас мощности у аккумулятора сохранялся.
После запуска двигателя надо сразу же включить печку в салоне и направить на лобовое стекло. Иначе если это сделать позже, когда двигатель разогреется и горячий воздух пойдет, то холодное стекло может лопнуть.
Не гоняйте зря стартер
– На какие еще зимние сюрпризы автолюбителям необходимо обратить свое внимание?
– Кроме солярки замерзает еще и масло в двигателе, а также аккумулятор.
Из-за того, что он крутит стартер не так бодро, как летом, возрастает нагрузка на него и на стартер. Поршни двигателя начинают работать медленнее, и компрессия снижается. Поэтому двигатель не заводится.
– Что делать?
– Надо использовать автозапуск.
Если же машина с брелока не заводится, водитель должен максимально выжать педаль газа до упора и держать до запуска. Только тогда насос будет максимально качать топливо.
Но более 10 секунд крутить стартер нельзя, в противном случае он может сгореть. Погоняйте стартер 5–7 секунд, а потом на пару минут дайте ему отдых.
Если не получается, используйте ручную подкачку и облейте горячей водой топливный фильтр и топливную аппаратуру. Это должно принести положительный эффект.
– Какие модели дизеля лучше заводятся на морозе – свежих годов или их “предки”?
– Если автомобиль младше 10 лет, то он более требователен к качеству дизельного топлива.
Мой совет: приобретайте топливный фильтр – сепаратор, работающий по принципу центробежного насоса и фильтрующий частички размером до 10 микронов.
Многие водители решают на нем сэкономить, а потом им приходится ремонтировать форсунки. Весьма дорогое удовольствие, надо отметить.
Не хочешь замерзнуть – плесни тормозухи
– Что еще влияет на нормальный запуск движка?
– Разгерметизация топливной системы, проще говоря – дырка.
Также неисправность свечей накала (даже если одна из четырех не работает, машина может или не завестись, или непрогретый мотор будет работать неустойчиво).
В отличие от свечей, установленных на бензиновых двигателях, свечи накала дизелей работают только до прогрева мотора. Причем в теплое время года они могут вообще не включаться, а зимой работают всего 3–5 минут.
Свечи можно контролировать по отчетливым щелчкам. При повороте ключа зажигания слышится характерный щелчок – значит свечи включились. Спустя 10 секунд раздастся повторный щелчок – они отключились.
Выключите зажигание, затем снова включите и попытайтесь завести дизель.
– Как проверить работоспособность свечей накаливания?
– Если они рассчитаны на напряжение 12 В, выверните их и подсоедините напрямую к клеммам аккумулятора при помощи толстой проволоки. Наконечники исправных свечей за 5 секунд должны разогреться докрасна. Если такого нет, замените свечу. Чтобы проверить свечу на 6 В, подсоедините две штуки к аккумулятору последовательно. Учтите, что если не работает одна свеча, то не покраснеют наконечники на обеих: прервется последовательность соединения.
– Если свечи ни при чем?
– Тогда во всем виновата компрессия. Попробуйте специальный эфир-спрей для быстрого и легкого старта, его продают на любой заправке. Впрысните во впускной коллектор, предварительно открыв корпус воздушного фильтра.
Но распылять спрей дольше одной секунды нельзя: это повредит поршневую группу и камеру сгорания.
Если же спрея под рукой нет, возьмите газовую горелку и направьте в коллектор горячий воздух. Он разогреет цилиндры, и тогда мотор легко заведется.
– Самое страшное, когда дизель глохнет в мороз: тогда люди могут даже погибнуть от переохлаждения…
– Такое происходит из-за плохого качества солярки, когда в дизельном топливе оказывается слишком много парафина.
В таком случае рекомендую залить в топливный бак 20–30 мл тормозной жидкости. Прошлой зимой мне позвонили знакомые, они застряли на трассе Алматы – Астана и, скорее всего, замерзли бы. Мой совет позволил “оживить” двигатель.
Существует специальная присадка – DOT 4, расщепляющая парафин в солярке, но положительный эффект наступает только через пару часов. Однако постоянно использовать ее нельзя, так как половина парафина поднимается наверх, попадает в топливный фильтр и забивает его. Поэтому, проделав такую процедуру, следует потом обязательно заменить топливный фильтр.
Многие автолюбители используют электрический подогрев – бандаж на топливный фильтр и спираль в топливный бак. Но если это оборудование будет некачественным, то можно испортить всю топливную систему или даже сжечь автомобиль целиком.