Причем под словом “недобросовестные” мы имеем в виду все виды этих неугомонных воришек. Ведь даже регулярная выдача отчетов о расходовании средств не является признаком открытости и честности управдома, представьте, есть среди них и такие “гуманисты”.
Как только наши читатели и другие ответственные собственники захотели заглянуть поглубже внутрь финансовой кухни, они встретили твердый отпор.
Отказывали под разными предлогами: сейчас некогда – зайдите в конце месяца, бухгалтер в отпуске – всё у нее, ну и, наконец, самое несуразное – а мы бухгалтерский учет не обязаны вести – у нас таких документов нет.
Если мы говорим о первых двух отговорках, то в них мы видим желание их авторов заволокитить процесс под любым предлогом, чтобы у собственников пропало желание что-либо запрашивать. Противодействовать этому просто – нужно подать заявление с указанием интересующих документов в письменном виде председателю КСК. На вашем экземпляре он должен поставить дату получения и роспись. Не хочет брать – отправляйте заказным письмом с уведомлением о вручении. В самом заявлении обязательно напишите срок, в течение которого вас обязаны ознакомить с запрашиваемой информацией, а также пообещайте направить жалобу в жилищную инспекцию, если произойдет задержка. Как председатели КСК смогут продавливать свои любые решения в Казахстане
Хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, что напрасно вы пренебрегаете подачей жалоб на действия либо бездействие своих управдомов в жилищную инспекцию.
Мало того что они обязаны провести проверку по вашему сигналу и принудить председателя выполнить ваши требования, так еще количество поданных жалоб является для них основанием для проведения уже широкомасштабной проверки всей неблагонадежной деятельности управдома. Такими возможностями не стоит пренебрегать.
Финансовый ликбез
Но вернемся к нашим лгунишкам-председателям. Последняя уловка “мы бухгалтерский учет не ведем”, а еще бывает такое: “на нас Закон “О жилищных отношениях” не распространяется”, конечно, потрясает сведущих людей, но встречается не так редко, как может показаться.
Расчет простой – ну кто знает эти законы и разбирается в этом, даже если кто-то и поймает за руку на лжи, то всегда можно отмазаться, мол, а я не знала…
Это примерный набор темных мыслей в одной среднестатистической председательской голове. И знаете, в чем-то они правы, если Закон “О жилищных отношениях” мы давно и подробно разбираем, то о финансовом контроле у нас было не так много статей. Сейчас эта тема особенно важна, поскольку в самое ближайшее время начнется жилищная реформа, и на место КСК придут объединения собственников имущества (ОСИ).
Поэтому приготовьтесь записывать названия законов и номера статей в них – это будут ваши аргументы в спорах с противником-председателем.
Перво-наперво нужно запомнить, что в Казахстане все предприятия и некоммерческие организации, к которым относятся кооперативы собственников квартир, обязаны вести бухгалтерский учет, а значит, хранить всю учетную документацию по приобретенным товарам и услугам, а также банковские выписки, которые так не хочется им показать. За это отвечает статья 2 Закона “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” (Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234): “пункт 1. Действие настоящего закона распространяется на: индивидуальных предпринимателей; юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее – организации)”.
Согласна, написано тяжеловато, но факт остается фактом, если зарегистрировано юридическое лицо – веди бухгалтерский учет и плати налоги.
Пусть вас не путают, мол, мы не обычный кооператив, мы – потребительский кооператив (ПКСК) или жилищно-строительный кооператив (ЖСК). Это то же дерево, только в профиль: ПКСК и ЖСК – некоммерческие организации и юридические лица, а значит, смотри пункт 1. Вообще нужно запомнить, что председатели КСК могут говорить всё, что угодно, но это не означает, что они говорят вам правду.
Другое развитие ситуации: под натиском ваших аргументов, цитирования статей председатель сдается и… благодарит вас за информацию, кается, что не знал, и в будущем обязательно всё исправит. Здесь важно не сдаваться и продолжить натиск: попросите в этом случае показать вам выписки с банковского счета. Снова говорит, что у него их нет, – попросите взять в банке. Банк обязан предоставить выписки с банковских счетов за каждый месяц вплоть до нескольких лет. Нужно только справиться, за какой период это делается ими бесплатно, а за какой – взимается комиссия. Последние три месяца точно ничего вам стоить не будут, а информации для размышления дадут много.
К слову, на этом этапе у вашего противника от страха может наступить ступор мозгов, и ему захочется улизнуть из ваших крепких рук, поэтому не удивляйтесь, если вдруг он заявит, что не обязан и не имеет права показывать вам банковские выписки.
Тут вы открываете Закон “О жилищных отношениях” и цитируете статью 31: “Орган управления объектом кондоминиума, уполномоченное физическое лицо предоставляют по требованию собственников объекта кондоминиума информацию о движении денег по банковскому счету, средств на содержание жилого дома (жилого здания)”. После этого “органу управления” говорите, что, если в такой-то срок он не предоставит вам информацию, вы подаете жалобу в жилищную инспекцию и налоговую. И тогда вежливый человек со служебным удостоверением заставит его это сделать, а заодно и привлечет к административной ответственности. Как собственники отдельных домов в Казахстане стали заложниками алчности недобросовестного управдома
Это не шутки. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РК) имеется статья 276: “1. Отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан, – влекут предупреждение. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 25 … месячных расчетных показателей. 3. Неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) – влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 3 (МРП)…”
Иначе говоря, нет банковских выписок и документов, подтверждающих расходы, – статья тебе и денежная повинность. 25 МРП – это не фунт изюма, а 60 тысяч 125 тенге из кармана нарушителя финансового спокойствия.
Знающие люди могут сейчас высказать сомнения, мол, оштрафуют предприятие, а не должностное лицо, да и решение должна принимать налоговая. Всё так и не так, собственники имеют право взыскать с “органа управления” сумму штрафа в судебном порядке, если тот откажется это делать добровольно. Относительно того, кто будет наказывать, то проверяющий инспектор может либо сам, либо собственники направить результаты проверки в местное управление государственных доходов (преемник налоговой. – Прим. авт.), а те себя ждать не заставят, уж поверьте.
Как остаться при своих
В заключение еще одно название Закона “О платежах и платежных системах” (Закон Республики Казахстан от 26 июля 2016 года № 11-VI ЗРК). Это еще одна защита собственников от воровства “органов управления”, обожающих платить всем и вся наличными.
Мы уже как-то писали о причинах подобного обожания, главная причина – это позволяет воришкам красть деньги собственников, подсовывая им оплату фиктивных товаров и услуг, а также завышать сметы работ, а разницу – класть себе в карман.
Здесь нас интересует статья 25: “пункт 9. Платежи по сделке, сумма которой превышает тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного Законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются индивидуальными предпринимателями, состоящими на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридическими лицами в пользу другого индивидуального предпринимателя, состоящего на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридического лица только в безналичном порядке”.
Это означает, что закон позволит вам остановить алчность председателя, желающего провести, скажем, ремонт кровли за наличные на сумму свыше 2 миллионов 405 тысяч тенге (МРП – 2 405 тенге в 2018 году). Все доводы его о том, что так якобы дешевле, здесь не пройдут, закон запрещает.
К слову, это совсем не означает, что собственники не могут поставить и свой заслон. По Закону “О жилищных отношениях” высшим органом управления КСК является не председатель, а собрание собственников, они могут принимать решения по любым вопросам. Ничто не мешает вам обязать “орган управления” проводить оплату только через банк, оставив им возможность покупать необходимое за наличные на сумму, не превышающую 10 или 15 МРП в месяц. Доводы противника, мол, у нас нет бухгалтера и специальной системы учета 1С, не должны вас смущать. Там же принимайте решение о заключении договора на бухгалтерское обслуживание, лучше найти компанию заранее и самим. На какие хитрости идут руководители КСК, чтобы обогатиться
У этих компаний и 1С имеется, и воровать вашему “органу” будет сложнее, они не захотят нести ответственность за его делишки и левую операцию проводить через бухгалтерию не станут.
Стоить услуги вам будут недорого, операций в месяц проходит мало, штат крошечный, налоговых отчетов почти никаких, так что можно будет уложиться в пределах 15–20 тысяч в месяц для Алматы и Астаны. Деньги невеликие, особенно когда раскидаете на квадратные метры, но главное, это поможет остаться вам при своих.