Для начала стоит усвоить одну важную вещь: защита автомобиля от угона – это не товар, а услуга. И качество этой услуги складывается как минимум из двух составляющих.
Первая – это подбор охранных устройств. Подбирать их нужно с учетом целого ряда факторов, начиная с “криминогенности” автомобиля, характера его эксплуатации, способа хранения и заканчивая психологией владельца.
Единого для всех совета нет, да и быть не может. Но есть кое-какие соображения общего характера.
Если речь идет о защите российского автомобиля, то ее следует строить с приоритетом механических средств, причем как традиционных, так и “эксклюзивных”.
Подход к оборудованию иномарок несколько иной. Начнем с того, что в своем подавляющем большинстве современные машины комплектуются штатной противоугонной электроникой – транспондерным иммобилайзером (его метка встраивается в ключ) или полнокомплектной охранной системой с функцией звукового оповещения.
Увы, технология массового производства автомобилей нередко сводит достоинства этих устройств на нет. Ведь, изучив схему подключения штатной противоугонной системы на примере одного автомобиля и найдя способ ее нейтрализации, можно успешно применять эту же схему на любой другой машине той же марки. Классический пример – замена бортового компьютера на принесенный с собой, который, будучи должным образом перепрограммированным, в руках угонщиков работает как “мастер-ключ”, то бишь универсальная отмычка.
Так что не питайте иллюзий насчет “родных” иммобилайзеров. Особенно если автомобиль новый и дорогой. В любом случае это устройство стоит “укрепить”, поставив дополнительную сигнализацию, и скупиться на нее не стоит.
ГАРАЖНЫЕ СЕРВИСЫ
Один мой друг купил новую “девятку” и решил защитить ее от угона всеми возможными способами. Словно соревнуясь с ним в настойчивости, угонщики проявили завидный профессионализм.
На машине стояли: сигнализация “Рэд Скорпио” (нейтрализована проникновением в подкапотное пространство через окно в арке крыла), замок типа “Худ-лок” (вырван ценой сильной деформации капота), замок на педали (снят после перепиливания площадок), клапан на бензопровод (обойден с помощью прямой подачи топлива в карбюратор из пластиковой бутылки), дверные запоры типа “Дэфенд Тайм” (выбиты ударами ноги изнутри) и, наконец, радиопоисковая система “Ло-Джэк”, благодаря которой машина и была найдена.
Я не хочу сказать, что не стоит даже пытаться защищать свое имущество. Лишь напомню, что делать это надо тоже профессионально. Прежде всего держитесь подальше от “мастеров”, обещающих поставить любую систему за пару часов, и никогда не оборудуйте автомобиль в случайных местах – “гаражные” сервисы могут быть и не связаны с угонщиками, но редко соблюдают правильную технологию монтажа.
Лучше всего обратиться в специализированный центр, причем из числа тех, что работают уже не первый год и пользуются хорошей репутацией. Как правило, такие фирмы работают с узкой номенклатурой охранных систем (установщикам невыгодно связываться с гарантийными ремонтами, поэтому предлагаемые клиентам сигнализации проходят “естественный отбор” на надежность).
Кстати, имейте в виду, что на оборудование автомобиля может уйти не пара часов, а целый рабочий день, а то и два.
И никогда не оставляйте машину незапертой. А в жаркую пору берегитесь и барсеточников – они выхватывают сумки и кошельки через открытые пассажирские окна на перекрестках, так что будьте внимательны!
БЕСПЕЧНОСТЬ – ПОМОЩНИК ВОРА
Самый опасный враг – самоуспокоенность. Не думайте, что однажды заплатив деньги за дорогую сигнализацию или блокиратор, вы раз и навсегда избавили себя от опасности. Многие угоны становятся возможными не из-за “капитуляции” системы охраны, а по причине беспечности автовладельцев. Оглянитесь: в каждом дворе стоят машины, хозяева которых никак не реагируют на периодические завывания своего четырехколесного друга. Почему? Не слышат? Или считают виновником тревоги прыгнувшую на капот кошку?
Постарайтесь соблюдать ряд простых правил. Первое из них – “правило ключей”. Вне зависимости от того, какие обстоятельства вынудили вас покинуть салон автомобиля (легкая авария, необходимость закрыть крышку багажника, проверить, не спустило ли колесо, и т.д.), ни в коем случае не оставляйте ключи в замке зажигания! На бензоколонках (особенно загородных) автомобиль вообще лучше держать запертым – этим вы застрахуете себя от банальной кражи вещей из салона.
Второе правило касается пользования установленными средствами охраны. Если, забегая на пять минут в магазин, вы ленитесь ставить машину на сигнализацию, то в случае угона обижайтесь на самого себя. Аппаратура, за которую вы заплатили деньги, должна работать на вас, а не на угонщиков! Проснувшись ночью из-за воя сирены и обнаружив рядом со своей машиной посторонних, ни в коем случае не пытайтесь совершить подвиг! В лучшем случае вас просто не выпустят из подъезда, в худшем – встретят у лифта. Включите свет в квартире (угонщики должны знать, что их обнаружили) и немедленно звоните в милицию. Единственная ситуация, когда лучше проявить полное бездействие, – это момент разбойного нападения с реальной угрозой здоровью или жизни. Отдайте им все, что просят. Нет такой машины, ради спасения которой стоит подвергать себя подобной опасности. Согласны? Тогда не рискуйте понапрасну.
Алексей МОТОРНЫЙ