Как защищают наши кошельки - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как защищают наши кошельки

Как защищают наши кошельки

Щит от нарушений прав потребителей вверен антимонопольному ведомству – Агентству по защите конкуренции. И меч в борьбе с нарушителями также в их руках. И как они этим оружием пользуются?

  • 19 Октября 2012
  • 2204
Фото - Caravan.kz

О том, как справляется агентство со своей миссией, доложил депутатам Мажилиса Парламента РК главный антимонопольщик страны Габидулла АБДРАХИМОВ.

Как выяснилось, защищают нас от монопольных поползновений на 37 процентов лучше, чем в прошлом году! А народ, наверное, и не заметил.

Между тем 119 расследований провело ведомство в 2012 году и существенно сократило расходы потребителей.

Наказаны за жадность

Вот несколько примеров. Мобильные операторы ТОО “Кар-Тел” (Beeline) и ТОО “GSM Казахстан” (К’сеll) вынуждены были снизить цены на роуминг в 3 раза, на СМС – в 2 раза. И для подключения уже не 15 тысяч тенге нужно иметь на балансе, а всего 2 МРП, то есть 3236 тенге. ТОО “Кар-Тел” было оштрафовано на 155 миллионов тенге, деньги уже перечислены в бюджет. А вот ТОО “GSM Казахстан” предъявлен штраф в 280 миллионов тенге, и пока идет судебный процесс по оспариванию решения агентства.

Выяснилось, что ТОО “Газпром нефть-Казахстан”, ТОО Delta Energy, ТОО “Эльдорадо-2005”, ТОО “Казахстанская топливная компания”, ТОО “Эридан Инвест” необоснованно повышали оптовые цены на бензин марки АИ-92. Им выставлен штраф на общую сумму 202,4 миллиона тенге.

Завершены расследования в отношении американской группы компании АЭС. В отношении “АЭС Усть-Каменогорская ТЭЦ”, “АЭС Усть-Каменогорская ГЭС”, “АЭС Шульбинская ГЭС” и ТОО “Нурэнергосервис” по факту антиконкурентных согласованных действий. За необоснованное повышение цен на электрическую энергию им выставлен штраф на сумму более 20 миллиардов тенге. Впрочем, компания пытается оспорить решение в международном суде в Лондоне.

Деньги “за свет” – на дивиденды?

В очередной раз агентство пытается умерить аппетиты энергопроизводителей. Мощную проверку организовали вместе с Генпрокуратурой, Министерством индустрии и новых технологий и Агентством по регулированию естественных монополий. Первые выводы: “Электростанции необоснованно направляют высокие объемы финансовых средств, полученных в результате повышения тарифов, на выплату дивидендов учредителям”.

– Отдельные электростанции в 2011 году из-за повышения цен получили прибыль – каждая более чем 2,7 миллиарда тенге, при этом на инвестиции было направлено всего лишь 24,9 миллиона тенге, все остальное, более чем 2 миллиарда тенге (с одной электростанции!) направлено на выплату дивидендов акционерам, – привел шокирующие данные глава агентства.

Мало того, выяснилось, что электростанции включают в тарифы расходы, не связанные с производством электроэнергии. А некоторые вообще хранят средства, полученные в результате повышения тарифов, на депозитах вместо того, чтобы вкладывать в производство.

Дешевле, пообещал глава антимонопольного ведомства, станет и мобильная связь. Снижения агентство добивается путем уменьшения ставок на межоператорские соединения.

Покупатель – вне защиты

Однако по-прежнему самым слабым звеном остается контроль за соблюдением прав потребителей во всех сферах жизни. Мы много писали о том, что казахстанский покупатель и потребитель услуг совершенно беззащитен.

По статье 159 “Обман потребителей” Кодекса об административных правонарушениях привлечены к ответственности в 2010 году семь “субъектов”, в 2011-м – пять, а в этом вообще ни одного. Обмана нет? Да сплошь и рядом! Просто закон не работает.

И это наконец признали. Готовится новый законопроект. Общественные организации предполагают наделить дополнительными полномочиями, а также увеличить штрафы за нарушение прав потребителей.

Астана