География и ранняя история Великой Степи
Казахстанский исследователь, писатель, художник-реконструктор Данияр Байдаралы делится своей гипотезой зарождения кочевой цивилизации, в основу которой легли современные сведения по популяционной генетике.
— Одним из важнейших и наиболее малоизученных на сегодняшний день вопросов в истории Казахстана и соседних стран является происхождение ранних кочевников Евразии. Одна из причин — это изучение истории Великой Степи “по кускам” и глазами наших оседлых соседей. То есть в науке “номадология” наша история представляется субъектом изучения “другими”, как изучают что-то хоть и очень привлекательное, но чужое и непонятное, — считает Байдаралы. — Но мы уже достаточно созрели, чтобы начать смотреть на нашу историю своими глазами, изнутри. Чтобы наконец-то начать понимать нашу кочевую цивилизацию, нам нужно взглянуть на нашу историю цельно и с точки зрения кочевников. То есть составить “степно-центрическую” или “кочевнико-центрическую” картину мира.
Из нашей истории наиболее загадочным является самый ранний этап зарождения кочевой цивилизации в доисторические времена. Здесь все покрыто туманом, и в учебнике истории Казахстана этому уделяются лишь несколько строк. Но в последние годы благодаря усилиям иностранных историков, археологов, генетиков и антропологов уже начинает вырисовываться некая общая картина.
Исследователь предлагает взглянуть на то, что происходило с самых первых веков появления людей на этих землях.
— Нам придется начать с “альтернативной” географии Евразии с точки зрения кочевой цивилизации. Нужно представить себе Великую Степь “центром земли”, что приведет к изменению некоторых географических названий, — говорит Данияр Байдаралы. — В исторической географии Евразийского континента Великая Степь занимает широкий равнинный пояс, растянувшийся с востока на запад — между Желтым и Японским морями на востоке и Карпатскими и Балканским горами на западе.
Сама Великая Степь делится на три большие части: Восточную, Центральную и Западную. Восточная Степь включает в себя современные Маньчжурию, Внутреннюю и Внешнюю Монголию, Северный Китай, и юго-восточные районы Сибири. Восточная Степь соединяется с Центральной Степью Алтайскими горами.
Западная Степь включает в себя южные районы Восточно-Европейской равнины и ограничена Каспием, Кавказскими горами и Черным морем на юге, Карпатскими и Балканскими горами на западе. Западная Степь соединяется с Центральной Степью Уральскими воротами (пространство между Каспием и Уральскими горами).
Центральная Степь включает в себя Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, степные районы Узбекистана, а также южные районы Западной Сибири. Граница между Центральной Степью и Западной Степью проходит по реке Урал.
Древнейший период истории Великой Степи
— Заселение Азии людьми современного типа шло двумя большими потоками примерно 50-70 тысяч лет назад. Потоки двигались из Африки в течение тысячелетий, многими волнами. Водоразделом этих потоков служило природное препятствие — Тибетское плато. Южный поток шел, обходя Тибетское плато с юга, попутно заселяя Индийский и Китайский субконтиненты и Юго-Восточную Азию. Северный поток двигался к северу от Тибета, от Каспия через Степи и Сибирь, Алтайские горы, по пути создавая популяции северных евразийских охотников-собирателей, — предполагают современные западные генетики. — Оба потока встречались где-то в районе Юго-Восточной Степи, на территории современного Северного Китая и Маньчжурии и начали смешиваться, создавая уникальные и высокоразвитые первобытные культуры. Запомним этот момент, потому что позже это “место встречи” двух потоков стало очень важным регионом, радикально повлиявшим на дальнейшую историю Великой Степи.
Первые люди образовали общности на территории Великой Степи. Среди них были и “альтернативные первобытные люди” — неандертальцы с денисовцами, а позднее и наши прямые предки — Homo sapiens. При этом, как известно, Homo sapiens постепенно истребили-поглотили своих собратьев, и на сегодняшний день многие из нас носят их гены.
Ранние обитатели Великой Степи
— Самыми ранними обитателями Великой Степи были первобытные охотники-собиратели из северного потока, которые очень разбросанно и редко расселились небольшими группами по 15-30 человек по огромным пространствам, проживали на больших расстояниях друг от друга, жили охотой и собирательством и еще не имели производящего хозяйства, — говорит Данияр Байдаралы.
Для своего времени северные охотники-собиратели были очень технологически продвинутыми по сравнению с представителями южного Потока — они разводили огонь, имели каменные оружия, одежды, сшитые из шкур животных, умели строить теплые жилища, практиковали погребения и ритуалы. Они селились вдоль рек и охотились на местную фауну — мамонтов, диких лошадей, оленей, козлов и баранов. К концу этого периода они даже научились выращивать некоторые культуры и приручили несколько видов животных, а также изготавливать керамическую посуду путем обжига сырой глины, — заключает исследователь.
Теперь вспоминаем “место встречи” двух первобытных потоков (северного и южного) в Юго-Восточной Степи (Маньчжурия и Северный Китай). Здесь примерно 7-4 тысячи лет назад возникли несколько высокоразвитых поздне-каменновековых культур, среди которых были Синлунгва, Синлэ, Яньшао, Луншань, Хуншань, и многие другие. Эти культуры стали основой для всех последующих восточных кочевников Великой Степи. Также некоторые из этих культур сыграли большую роль и в формировании корейского народа.
Реконструкция поселения культуры Синьлэ и “Протокочевой Евы”
Представители этих культур жили в уже довольно больших поселениях с квадратными и круглыми в плане домами, занимались земледелием, охотой, скотоводством и хорошо владели технологиями изготовления керамики и обработки нефрита. Среди основных тотемов у них был дракон, в будущем очень важный символ кочевников Великой Степи. Наряду с охотой и собирательством было уже развитое производящее хозяйство — земледелие и скотоводство. Они держали крупно-рогатый скот (КРС), свиней, коз, баранов, домашнюю птицу, но еще не знали лошадей. У поздних культур было уже протогосударство и развитая система управления.
В таком состоянии была Великая Степь на стыке двух эпох, в ожидании великих событий будущего. Далее речь пойдет о зарождении протокочевников и ранних кочевников, трех эпохах каганатов и закате кочевой цивилизации.