Его написание и произношение немного отличаются в разных странах, но символизируют одно – обновление природы, человека, очищение души, начало новой жизни. И, конечно, любовь, пробуждение чувств. Ведь недаром в Наурыз женщины варили специально для мужчин блюдо “поднятия желаний”. Так как же складывались отношения мужчин и женщин, в том числе сексуальные, в Степи? Какие традиции перешли в современную жизнь?
Во многих произведениях казахских авторов, в народных сказаниях весна описывается очень красочно. Жизнь оживала, молодежь устраивала игры, развлечения, влюблялась. В литературе много чувственных, а порой эротических сцен, если смотреть ее с самых истоков – со сказок, эпосов.
Недавно я перечитала эпос о Камбар-батыре. В нем красавица Назым, отвергшая женихов и мечтающая о Камбар-батыре, сама пригласила будущего мужа к себе в юрту, напоила кумысом. Из ее уст прозвучало признание и приглашение: “Я полюбила тебя, батыр, и я клянусь, что никогда не укорю тебя бедностью твоего рода… Мой ум, красоту, мои умелые руки – все это я отдам тебе, лишь бы обрел ты счастье и покой в моих объятиях. Вот что говорю я тебе, и больше мне нечего сказать, повелитель мой! Ваш аул не так далеко, и ты доберешься домой засветло. Подумай и решай сам. А я… я все тебе сказала…”.
Приглашение батыру провести ночь в объятиях красавицы звучит и во многих казахских сказках. В своих записках Чокан Валиханов также описывал свободные нравы киргизов (казахов). В литературе более позднего периода в основном встречается описание нелегкой жизни казахских девушек, которых выдавали замуж за нелюбимых мужчин, по договоренности. Побои, секс по принуждению, унижения и оскорбления, если не наступает беременность, – это считалось чуть ли не нормой в семье.
“Качество сексуальных отношений низкое”
– Тема сексуальных отношений в старые времена была покрыта тайной, и они больше рассматривались в рамках репродуктивной функции, – говорит вице-президент Ассоциации семейных психотерапевтов сексолог Ирина ВОЛКОВА. – Сегодня есть Международная федерация планирования семьи, которая много говорит о репродуктивных и сексуальных правах женщины. Я побывала на международном семинаре, проведенном Европейской ассоциацией для стран Азии. Кстати, для них очень характерно явление – о репродукции думают, много говорят. Но с сексуальными правами все гораздо хуже. Почему многие семьи сейчас распадаются, имеют много проблем? Потому что качество сексуальных отношений в среднем по Казахстану и Средней Азии низкое. Как это было раньше, сто, двести лет назад? Думаю, так же. Ни в одной литературе я не читала исследований на тему сексуальности, поэтому мы можем только сопоставлять разные документы, додумывать и догадываться.
Хотя, если брать традиции азиатских народов, у казахов все более облегченное. Казахстан – самая продвинутая в этом отношении страна. Тем не менее жен раньше видели только на свадьбе. С детства родители договаривались, мальчики, девочки с колыбели знали, что они муж и жена, у них не было ничего любовного. Женили детей рано. О каком качественном сексе шла речь? Плюс накладывались мусульманские традиции, многоженство.
Проявлять сексуальность для женщины считалось грехом. От природы есть небольшой процент очень чувственных, быстро возбуждающихся женщин, у них яркий оргазм чуть ли не от прикосновения. Их осуждали, мужья обижали и оскорбляли. И это сохранилось по сей день! У меня была пациентка из далекого села, ей за 40 лет. На полном серьезе она просила лекарства, чтобы перестать чувствовать, возбуждаться. Говорит, муж ее бьет, оскорбляет…
– Девочек отдавали замуж рано. Им кто-то рассказывал основы сексуальной жизни, как себя вести с мужем?
– Обычно это делала старшая в роду. Она приглашала девочку, проводила с ней беседу. В основном, о чем я слышала, читала, все эти беседы сводились к смирению, что ты должна мужа почитать, уважать, слушать. Хорошим тоном считалось, когда келинка приезжала к своим родителям уже с первенцем. Ее задача – зачать ребенка любым способом. Я думаю, здесь бабушки передавали какие-то хитрые женские навыки – как возбудить мужчину, чтобы он мог женщину осеменить.
Согласно традициям, магические обряды вымаливания ребенка выполнялись уже в первые дни замужества женщины. С этим обычаем связан, например, обряд “итше күшіктесін” – кормление собаки с полы платья новобрачной с пожеланием, чтобы она рожала так же много, как собака.
Если нет влечения, баксы не помогут
– В исторических записках говорится, как в юрте, где жила семья, занимались сексом?
– Я не находила. Вообще, у некоторых народов, например у еврейских женщин, были длинные ночные рубашки с разрезом ниже поясницы, специально для отношений.
Если в юрте было много людей, естественно, у супругов не было возможности проявлять эмоциональные страсти. Это не только у древних казахов, но и у современных семей – не все имеют отдельную спальню. Многие говорят, что это большое препятствие для проявления страсти, потому и детей не получается зачать.
– То есть неудовлетворенность в парах всегда присутствовала?
– Безусловно! На основании моего опыта могу сказать – неудовлетворенных сексуальных молодых пар и сейчас очень много. Часто парень смотрит на девушку, что она красивая, из хорошей семьи, образованная, все, он на ней женится. А то, что у него должно быть либидо, сексуальное влечение к человеку, "бабочки в животе", считают, это придет с печатью в паспорте. А таких чудес не бывает! Сейчас любой врач-репродуктолог скажет, что естественное зачатие все хуже и хуже. Много пар, у которых психологическое бесплодие. А гормональный всплеск во время зачатия дает эмоциональный пусковой момент. Люди должны желать друг друга, у них должен быть энергообмен. Никакие баксы и бабки здесь не помогут!
Ласки при старших запрещены
Скоро в свет выходит книга “Этикетные нормы казахов”. Ее автор – главный научный сотрудник Института востоковедения им Р. Б. Сулейменова, доктор исторических наук, доцент Шайзада ТОХТАБАЕВА. Мы попросили и ее прокомментировать отношения мужчин и женщин в казахской степи.
– Среди богатых старались взять ровню, знали, у кого какая дочь есть, – рассказывает Шайзада Тохтабаева. – Чаще всего молодую девушку в 12–13 лет отдавали замуж, лишь бы богатый был и калым побольше. Но богатые обращали внимание и на то, есть ли в роду поэты, батыры, ораторы, музыканты, чтобы было творческое начало. Это считалось залогом хорошего генома. У казахов есть пословица: “Не бери невесту с рода, где никто ни в чем не проявил себя”. Всегда смотрели – какие дети потом родятся, думали о будущем поколении. Бывает, взял красавицу, а она дура дурой. Тогда со временем он к ней остывает и берет другую жену. Редко брали из бедной семьи.
– А какие тесты были?
– Загадки – самая любимая национальная игра казахов. Например, в Наурыз приглашали гостей из разных аулов, договаривались. Моя мама, байская дочь, застала начало прошлого века. Она рассказывала, что были разные отношения. Так, девушки всегда находились внутри юрты, делали в войлоке дырочку и наблюдали за парнями. Это не возбранялось. При взрослых они не могли смотреть на парней, глаза всегда были опущены.
В то же время по ночам играли в национальные игры, например, ак-суйек – бросали кость, разжигали костер, а потом шли ее искать парами. Игра как будто специально придумана для знакомств, нежных объятий. И когда шли на поиски, устанавливались отношения. Но не при старших. Муж и жена никогда не ласкали друг друга при старших и посторонних. До семи колен никогда не было отношений, каждый знал свое генеалогическое древо, особенно по мужской линии.
– Была ли степная “Камасутра”?
– Не было.
– Какие продукты считались природными афродизиаками?
– На Наурыз, в ночь с 21-го на 22-е, женщины готовили особое блюдо из мяса с добавлением дикого чеснока, им угощали мужчин для “поднятия желания”. Они в ответ девушкам вручали подарки. Эти и другие обычаи я подробно описываю в своей книге. Как правильно приготовить Наурыз коже — Инфографика
Говорите о сексе – это полезно для… секса
Могли ли неженатые молодые люди провести вместе ночь? Запросто!
– Такое бывало у казахов, – продолжает наша собеседница. – Горячая кровь, молодость, степь, свежая еда, куда денешься? В своих записках Чокан Валиханов пишет, что в отличие от других народов Средней Азии, где присутствовало затворничество, у казахов был более свободный образ жизни. Бывало, женщина рожала ребенка вне брака. Его оставляли ее родителям, и она могла выйти замуж за вдовца, например.
Но никогда в степи не было, чтобы мамаша новорожденного убивала, это каралось смертной казнью. Уже никто не мог спасти девушку.
Конечно, внебрачные связи сильно порицались. В идеале девушка должна быть девственницей. Если перед женитьбой жених узнает, что будущая жена не целомудренна, а это выяснялось при тайном посещении после выплаты калыма, он мог демонстративно седло сломать, выразить свое недовольство.
– Сегодня много говорят, что причина ранних абортов, того, что девушки бросают и даже убивают новорожденных, – табу на любые разговоры о сексе, – считает сексолог Ирина Волкова. – Оно тоже имеет древние корни. У нас ни мамы, ни папы не говорят с детьми на сексуальные темы. И у ребенка закладывается отношение к этой теме как к непристойной, запретной. У многих наших женщин с детства идет, что родители стеснялись говорить на тему любви, секса, как будто этого нет. Регулярно ко мне приходят пары, в которых жены не удовлетворены отношениями, но они не могут поговорить с мужем.
Бывает, у мужчины в мозгу сидит, что нельзя раскрепощаться в постели, ведь этим он принижает свою жену –”святую женщину”. И это “установка” от бабушек.
Конечно, нельзя сказать, что у нас это сплошь и рядом, что нет любви, достойных историй… Кстати, на последнем семинаре прозвучали рекомендации ВОЗ, направленные родителям: озвучивайте и показывайте детям, что сексуальные отношения – важная часть в семье.
Современные сексологи советуют женщинам: одежда – язык, умейте ею пользоваться для достижения целей, трансляции своих желаний. Причем не обязательно это короткая юбка и декольте до пупка. Мощная эрогенная зона и у мужчин, и у женщин – в голове. И запуск коммуникаций тоже начинается с головы! Говорите друг другу комплименты и будьте счастливы. Весна – время любить…