Как закаляется “ЕвразКаспианСталь” - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как закаляется “ЕвразКаспианСталь”

Как закаляется “ЕвразКаспианСталь”

Завод, не без фанфар открытый в Костанае в рамках Республиканской карты индустриализации, сейчас, увы, простаивает. Хотя по планам к этому времени предприятие, презентовавшее первую продукцию в июне 2014 года, уже должно было выйти на проектную мощность: производить 450 тысяч тонн арматуры разной длины диаметром от 10 до 40 миллиметров.

  • 25 Мая 2016
  • 2111
Фото - Caravan.kz

При такой мощности и достижении оборота около 310 миллионов долларов ТОО “ЕвразКаспианСталь” должно было платить около 12 миллионов долларов налогов в год, радуя экономику области. Но этого не случилось. Хотелось бы надеяться, что пока.

Все по плану

От проекта изначально ждали многого. Совместное предприятие – “дочка” входящего в двадцатку крупнейших сталелитейных компаний мира российского холдинга EVRAZ, за которым 65 процентов участия, и казахстанской Kaspian Group, у которой 35 процентов. Инвестиции в проект, реализация которого началась в июне 2011 года, составляют 131 миллион долларов. Из них большую часть (90 миллионов долларов) – средства Банка развития Казахстана, на которые БРК открыл ТОО кредитную линию. И до недавнего времени все обязательства по этому кредиту предприятие выполняло неукоснительно.

Вообще, установка оборудования и строительство шли довольно гладко. Завод возводился по проекту украинского института по проектированию металлургических заводов, а генподрядчиками строительства было темиртауское ТОО “Уралдомнаремонт KZ”. Основное оборудование – прокатный стан – купили у итальянской “дочки” немецкого концерна Siemens – Siemens VAI Metals Technologies S.r.l.

Строительство корпуса и монтаж оборудования заняли два с половиной года: 19 июня 2014 года ЕКС был официально запущен.

– Любому акционеру, инвестору важно, чтобы бюджет реализованного проекта не слишком превышал запланированный. Превышение по “Восточному стану” (так в EVRAZ называют казахстанский завод. – Ред.) не превышает трех процентов, – говорил в свое время на презентации предприятия руководитель проекта Андрей МИРСКИЙ.

Ожидалось, что уже в 2015 году новый завод закрепится на 50 процентах казахстанского рынка строительной арматуры. Что на фоне активного жилищного строительства в Казахстане, куда арматуру до сих пор приходилось ввозить извне, продукция “ЕвразКаспианСтали” будет востребованна. Что арматура будет активно поставляться в другие страны. И первые ее партии в 2014-м действительно ушли в Таджикистан, Узбекистан и Киргизию.

Стальная заготовка, которую в Костанай привозят из Новокузнецка,
проходит через прокатный стан

Уникальный, просчитанный, перспективный

Проект и его “родители”, и Банк развития Казахстана изначально считали весьма выгодным, отмечая самую благоприятную конъюнктуру рынка для его продукции: в стране высокими темпами шло строительство, в том числе и жилищное. Арматуру завозили из России, Китая, в том числе и фирменную с предприятий EVRAZ. Наладив производство внутри страны, можно было выиграть на логистике. Не говоря уже о налогах, рабочих местах и перспективах развития.

На тот момент новорожденное предприятие продумывало борьбу с двумя рисками. Основной риск – сырье, поскольку стальную заготовку в Казахстане никто не выпускал и не выпускает. Она поступала сюда с Западносибирского металлургического комбината в Новокузнецке – также предприятия холдинга EVRAZ, где наблюдалось перепроизводство. Таким образом, холдинг решил сразу две проблемы.

Конечно, для ЕКС наладить поставки сырья внутри страны было бы надежнее и выгоднее. И вопрос этот рассматривался. Велись даже переговоры с павлодарским KSP Steel, “АрселорМиттал Темиртау”, таразским предприятием “Запчасть”. Но не вышло: у одних не было лаборатории для регулярных испытаний заготовки, а инвестировать дополнительно они были не готовы. У других не хватало иного оборудования. В качестве отдаленной перспективы озвучивался даже вопрос строительства второго завода в Костанае по производству заготовки. В качестве сырья для него решили использовать металлолом.

Еще одна проблема костанайского предприятия вырисовывалась после выхода на полную мощность с транспортной инфраструктурой. Площадка, где построили завод, подходила производственникам по всем показателям. Кроме одного – она находится в железнодорожном тупике индустриальной зоны. Предполагалось, как рассказывал директор “ЕвразКаспианСтали” Сергей Сотников, “убраться с тупика”, построив железнодорожный путь. Но пока это решалось и планировалось – грянули риски, которых не ждали.

Стоп машина?

Грянул кризис. В конце января 2016 года EVRAZ официально приостановил производство на предприятии “ЕвразКаспианСталь”. “Это связано с низким сезонным спросом на арматуру, а также с неблагоприятной ценовой конъюнктурой”, – сказано в пресс-релизе холдинга.

В конце апреля в ходе визита главы национального управляющего холдинга “Байтерек” в Костанайскую область заместитель акима области Сергей Карплюк, перечисляя проблемные вопросы в промышленности, на решение которых требуется денежная поддержка, упомянул и ТОО “ЕвразКаспианСталь”.

В частности, он сказал, что нужна конвертация в тенге существующих долларовых обязательств перед Банком развития Казахстана по льготному курсу.

Также для этого завода просят рассмотреть вопрос реструктуризации займов. Что фактически означает: у предприятия крупные проблемы. И сезонное снижение спроса на арматуру обернулось внесезонным спадом.

По данным “Металл-курьера”, в мае – июле 2015 года спрос на арматуру составлял 100–110 тысяч тенге в месяц, с августа к ноябрю он сократился в два раза – до 56 тысяч 400 тенге. И пока ситуация не меняется. Уникальное для Казахстана предприятие замерло в ожидании завершения кризиса.

КОСТАНАЙ