Как заблудиться в родном городе - Караван
  • $ 486.44
  • 534.31
+5 °C
Алматы
2024 Год
9 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как заблудиться в родном городе

Как заблудиться в родном городе

Сегодня столицу Казахстана можно смело назвать лабиринтом, главным архитектором которого выступила… ономастическая комиссия. Благодаря ее заслуге в Астане теряют ориентацию не только гости столицы, но и коренные жители.

  • 27 Марта 2009
  • 3348
Фото - Caravan.kz

Также частые масштабные переименования улиц и смена номеров домов привели к тому, что в столице появились их клоны. Но больше всех от подобного рода реформ страдают экстренные и коммунальные службы. В результате астанчанам поневоле приходится каждый день изучать родной город с нуля. Ситуацию не спасают даже справочные службы и существующие карты города.
Ономастический бум сказался и на деятельности других ведомств и служб. Проблемы решаются старым добрым дедовским методом: вначале уточняется прежний адрес, а потом сравнивается с новым. Также применяют, особенно в экстренных случаях, методику, использовавшуюся нашими предками в прошлом веке — определяют местонахождение дома, путем опроса лиц из близрасположенного объекта или строения, в качестве которых часто выступают магазины, АЗС и так далее.
Безызвестные герои
Весной прошлого года Правительство Казахстана постановлением до 1 апреля 2009 года наложило мораторий на переименование улиц и населенных пунктов. Тогда оно вынуждено было пойти на такую меру, иначе намеченная общенациональная перепись населения оказалась бы под угрозой срыва. Решение исполнительной власти на время погасило пыл ономастических комиссий, а заодно и распространение эпидемии массовых переименований. Однако столичный маслихат, собравшись в канун празднования Наурыза, одобрил пятую по счету волну переименования городских улиц и близлежащих населенных пунктов. Невзирая на запрет Правительства!
Свое решение столичные депутаты объясняют тем, что Астана должна соответствовать статусу столицы, где до сих пор более одной трети улиц имеют названия связанные с тоталитарным коммунистическим прошлым или остаются безымянными. Более того, столичные депутаты и чиновники утверждают, что мораторий был введен лишь на период переписи населения, в то время как перепись в Астане завершена.
Согласно утверждению начальника управления по развитию казахского языка и члена ономастической комиссии Оразгуль Асангазы, переименование улиц проводится в целях пропаганды отечественной истории. По ее мнению большинство молодых людей и гостей столицы не знают казахстанских писателей, ученых, воинов-героев, национальную культуру и достопримечательности Казахстана.
Более того, как сообщают сотрудники столичного акимата, жители некоторых улиц сами неоднократно обращались в акимат с заявлениями по смене названия улиц. По их данным больше всего поступало просьб от граждан, проживающих по улице Мусорная. Отныне, согласно решению маслихата, данная улица будет, носит гордое имя баронессы и экс-премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Хотя непонятно, какое историческое отношение к нашей стране имеет «железная леди»? Или чем провинился величайший политик с мировым именем, чтобы его (то есть, ее) имя было присвоено улице, расположенной на самой окраине города?
Кроме того, с прошлого года на карте Астаны связи с визитом президента Франции в Астану появилась улица имени Шарля де Голля.
Невнятными и странными выглядят переименования улиц в районе бывшего Лесозавода. В былые времена в данном районе улицы и переулки носили названия столиц социалистических республик. А теперь десятки улиц переименованы в честь городов, рек, гор, морей и национальных героев стран Ближнего Востока. Например, улица Таллиннская превратилась в улицу эмира Кувейта Сабах аль-Ахмед ас-Сабах, а Ташкентская — в Шарджу (столица одноименной страны-штата (эмират), входящей в состав Объединенных арабских эмиратов). Однозначно, что после такого шквала арабских имен и названий непроизвольно вспоминаешь слова начальника управления по развитию казахского языка и задаешься вопросом: «А где обещанная пропаганда отечественной истории?»
Также канули в небытие не только деятели коммунистической эпохи, но и герои Великой отечественной войны, космонавты, ученые, писатели с мировыми именами. Прежде всего, это касается улиц им. Юрия Гагарина и им. Валентины Терешковой (первого космонавта и первой женщины космонавта, стартовавших в космос не откуда-нибудь, а с казахстанской земли), им. Панфилова (командира дивизии и героя ВОВ), им. Льва Гумилева (ученого, посвятившего все свои труды изучению истории казахского народа), им. Александра Бараева (ученого-агронома, вложившего огромный вклад в развитии отечественного сельского хозяйства). Абсудным выглядит и переименование улицы Динмухамеда Кунаева в улицу Акбидай. Теперь в Астане нет улицы с именем этой исторической личности. И уж совсем непонятно, на что ориентировались члены ономастической комиссий, когда предлагали переименовывать улицы в названия растений, музыкальных инструментов и исторически чуждых республике людей…
Такое «креативное» решение ономастической комиссии депутат маслихата Астаны и член ономастической комиссий Абай Байгежин объяснил следующим образом: «К сожалению, наши горожане не полностью знают историю Казахстана. И, следовательно, проводя опрос населения, у нас появились трудности. Проблемы решить удалось. Для этого мы неоднократно собирали ученых-историков и общественных деятелей столицы. Вот тогда мы все взвесили и определили наиболее ценные для нас казахстанцев и соответствующие для столицы имена и названия».
Несмотря на самые различные объяснения столичного акимата, новые названия улиц никогда не становились предметом соцопросов и публичных слушаний. И само собой, каждую подобного рода реформу по упразднению старых названий общество воспринимает с большим неудовольствием. Например, в прошлом году в Костанае смена названия улицы им. Ыбрая Алтынсарина привел к митингу. Аналогичное наблюдалось и в Усть-Каменогорске при попытке властей снести памятник первопроходца Сибири — Ермака.
А тем временем, несмотря на горячий пыл и активную жизненную позицию ономастической комиссии в столице продолжают существовать улицы с чудными и противоречивыми названиями: Комсомольская, Пионерская, Тупик, ХПП-3, улицы имени революционера Свердлова, большевика Кирова и многие другие.
Как видите покончить с «проклятым коммунистическим прошлым», ономастической комиссии никак не удается. Но зато она каждый раз увлекается необдуманным транскрибированием и пытается поставить на «поток» переименования больших и малых улиц в честь великих, заметных, известных или просто бывших руководителей и состоятельных людей столицы. Погоня за крутыми госномерами автотранспорта и номерами мобильных телефонов вышли из обихода, канув в прошлое. Но началась гонка за «настоящей крутизной». Чего, например, стоит увидеть свои имя-фамилию на табличке-указателе. Особый шик — проживать на одноименной улице. И я сейчас сознательно не называю некоторых имен, выбитых на табличках-указателях — потому что это тоже своего рода бесплатная реклама и удовлетворение тщеславия…
Цена имени
Однозначно, «переназывать» улицы и перенумеровывать дома, никогда не было дешевым удовольствием, а если учесть время господства симптомов финансового кризиса… то, действительно, и мне, и вам как налогоплательщикам и гражданам Республики Казахстана небезынтересно — за чей счет появляются улицы с «новыми именами» и вообще, сколько стоит переименование?
Получить подобную информацию оказалось нелегким делом. Все городские ведомства отфутболивали меня, как могли. Но попытки докопаться до истины не пропали втуне. Как выяснилось, все расходы, связанные с изготовлением табличек-указателей и их установкой берет на себя городской бюджет. Если учесть, что по данным управления финансов столицы улица протяженностью около полукилометра «влетает» местному бюджету в полмиллиона тенге, выходит, что улицы «местных героев» обходятся госказне в миллионы тенге. Вот вам и коррупция!
А тем временем Управление по развитию языков г.Астаны продолжают заваливать письмами как министерства, так и простые граждане — многочисленные сыновья, внуки людей, внесших неоспоримый вклад в развитие Казахстана с просьбой переименовать улицу, парк, сквер, мост и набережную или просто установить мемориальную доску в честь именитого предка. Как заверяет руководство данного ведомства, среди них нет людей с толстыми кошельками, запрашивающих переименование улицы в честь себя любимых.
Пожалуй, самыми лучшими образчиками борцов с гражданами, страдающими манией величия, остаются арабские государства и страны Скандинавии. Например, в Объединенных Арабских эмиратах, Кувейте и Швеции, чтобы стать обладателем крутого номера на транспортное средство придется выложить в госказну немалую сумму. Однако переименовывать улицы в честь себя, в исламских странах считается непопулярным да и просто грешным делом.
А в нашей столице прежние названия сменили сразу 97 улиц, и еще 29 «цифровым» улицам, отнесенным к группе «безымянных», присвоили имена.
Но самое рекордное переименование свершилось в прошлом году, когда свыше 300 улиц получили новые имена.
И, по всей видимости, Астану по праву можно назвать столицей по переименованию улиц. Судите сами. Только за 11-летнюю историю столицы было переименовано выше 560 улиц, а теперь на подходе еще 126.
Тогда как в Алматы за тот же период было переименовано свыше 420 улиц, в Актау — 26, в Атырау — 85, в Актобе — 118, в Караганде — 211, в Кокшетау — 72, в Костанае — 56, в Кызылорде — 142, в Павлодаре — 49, в Петропавловске — 35, в Таразе — 185, в Талдыкоргане — 157, в Уральске — 68, в Усть-Каменогорске — 41, в Шымкенте — 231.
Безудержное усердие местных властей по переименованию улиц привел также к появлению клонов — улиц с одинаковыми названиями. Теперь на карте Астаны красуются пять улиц имени Абая, три — Оренбургских, две — Женис, две — Иманова и несколько улиц Абылайхана. Кроме того, некоторые улицы за все годы Астаны были переименованы три, а то и четыре раза! Например, улицу 9 мая вначале сменила улица имени Кадырали Жалайыры, потом вернулась 9 мая, а потом ей присвоили имя Алии Молдагуловой.
Но и это полбеды. Несмотря на активную организацию адресов столицы сотрудниками акимата, в Астане вместе с двойными улицами появились дома с одинаковыми номерами. Только по проспекту Абылайхана расположились два дома под номером 43, а по проспекту Богенбай-батыра три дома с номером 6 и два с номером 3!
Ответственность за подобное никакое из столичных ведомств не посмело взять на себя и соответственно не смогло ответить как такое случилось. Но самым, пожалуй, удивительным и абсурдным оказалось, то, что истинного количества улиц в столице не знает никто…

Фото с сайта http://www.basf-cc.kz