Как я жила на одну стипендию, или Дневник бедного студента - Караван
  • $ 480.11
  • 532.25
+21 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как я жила на одну стипендию, или Дневник бедного студента

Как я жила на одну стипендию, или Дневник бедного студента

Студенты всегда делились на «богатых» и «бедных», то есть на тех, кому повезло учиться в родном городе, и тех, кто вынужден грызть гранит науки вдали от родительских «крылышек».

  • 24 Февраля 2011
  • 5313
Фото - Caravan.kz

В этом смысле мне повезло, я отношусь к первой группе студентов, но услышав от однокурсниц сетования по поводу маленькой стипендии, решила лично проверить, а реально ли сегодня прожить на пособия для учащейся молодежи.

Хлеб без зрелищ

Средняя стипендия казахстанского студента в государственном университете составляет 15 тысяч тенге. А фиксированный прожиточный минимум — 14 952 тенге. Получается, что стипендия выше минимума аж на 48 тенге — этот факт вселил веру, что эксперимент даст положительные результаты. Твердо решив начать жить по студенческим средствам, изначально разложила все, как говорится, по полочкам. Правда, немного подумав, схитрила и исключила из расчетов затраты на средства личной гигиены. И в итоге получилось, что за вычетом месячных расходов на общественный транспорт — 1200 тенге, на все про все мне осталось 3450 тенге в неделю, или 492 тенге в день. Отложив 500 тенге и пряча оставшуюся стипендию, еле подавила в себе желание отказаться от эксперимента, поскольку народ, может, и требует хлеба и зрелищ, а вот мне, живущей на одну стипендию, придется обойтись без этого.

День первый

Добравшись до института, по привычке забегаю в магазин за традиционными булочками и пачкой кефира, но вспомнив, что начала новую жизнь, разворачиваюсь обратно — эти «деликатесы» сведут мой дневной бюджет практически к нулю. Желудок удивился, но промолчал. После пары отправляюсь позавтракать в студенческую столовую — кушать все-таки хочется. Учитывая минимум своих финансов, останавливаюсь на таком меню: кофе, пирожок с капустой и сосиска в тесте. Вроде бы без изысков, но, отдавая 150 тенге, с тревогой думаю, что впереди еще целый день. Деньги тают — скрепя сердце выкладываю 15 тенге за распечатку учебного материала. Пересчитываю свои 327 тенге и отправляюсь на обед, поскольку желудок, устав протестовать, жалобно поскуливает. Понимая, что нужно оставить денег и на ужин, беру дешевый, но сытный борщ, чай и, предъявив студенческий билет (спасибо Минобразования!), бесплатный хлеб. Столовая набита студентами, и глядя на их полные разносы, начинаю подозревать, что на стипендию здесь живу только я. Обед обошелся в 120 тенге и получился довольно сытным. Желудок благодарно молчит, и настроение у меня поднимается — если так пойдет и дальше, то прожить на стипендию можно. Ужинаю опять в столовой. Скромно. На 100 тенге. Кофе и бутерброд с двумя кусочками колбасы. Однокурсницы зовут в кино, но гордо отказываюсь — без зрелищ, так без зрелищ. Еду домой и подвожу итоги. Главный — выжила. И еще сэкономила 107 тенге, но тут звонит сотка. С ужасом вспоминаю, что за весь день ни разу не набрала маму. Долго оправдываюсь, но мама заявляет, что никакой эксперимент не стоит ее нервов, и заручается моим обещанием звонить как и раньше — три раза в день. Мысленно прощаюсь с сэкономленными копейками и добавляю еще одну статью обязательных расходов. Уже засыпая, формулирую первое правило студента, живущего на одну стипендию, — категорически исключаются непредвиденные расходы и развлечения.

День второй

Поняв, что питаться в студенческой столовой студенту не по карману, отправляюсь в магазин. Цель — взять что-нибудь такое, чтобы сытно позавтракать, а потом еще и поужинать. Самым разумным выбором показались макароны — 74 тенге пачка. Плюс молоко — 247 тенге литр, и банка тушенки — 130 тенге. На завтрак молочный суп, а на ужин — макароны с тушенкой, еще и на завтра останется! Вот только денег в кармане уже нет. Ну или почти нет — 41 тенге. В институте ловлю себя на том, что думаю не об учебе, а пытаюсь понять, сколько моих однокашников живет на стипендию, и не в этом ли причина безалаберного порой отношения к занятиям. Еще со школьной скамьи помню, что для нормальной работы тела и, соответственно, мозга человеку необходимо принимать в пищу мясо, рыбу, молочные продукты и фрукты, чего наши студенты себе позволить никак не могут. Отсюда — как физическая, так и умственная пассивность, которая в конечном итоге и сказывается на учебе. От философских размышлений отвлекают революционные настроения желудка, и в обед я отправляюсь в столовую. Просто из любопытства, поскольку понимаю, что 40 тенге на обед не хватит. Но как же я ошибалась! Беру чай без молока и сахара и, предъявив студенческий билет, набираю бесплатного хлеба. Никогда еще пустой чай с хлебом не казался мне таким вкусным. После учебы домой я бежала со всех ног, ведь меня ждали макароны с тушенкой. Буквально заставила себя не слопать все сразу и оставить на завтра. А укладываясь спать, подумала — главные мои затраты приходятся на еду, но ведь помимо нее, бывают ситуации, как говорится, из разряда ЧС — например, если у студента посреди зимы порвется обувь, ему придется отказаться от пищи. Ведь не все готовы ходить за знаниями босиком. Конечно, до института ближе, чем Ломоносову в свое время до Москвы, но все же.

День третий

Просыпаюсь с ужасной головной болью. Доев вчерашние макароны, отправляюсь в студенческую поликлинику. Простояв минут сорок в очереди, попадаю на прием к врачу. Тот ворчит, мол, «диета сейчас не в моде», советует побольше кушать и… отправляет на занятия. На мою слабую попытку потребовать каких-нибудь таблеток рявкает — «следующий!». Делать нечего, захожу в аптеку. Случилось то, чего больше всего боялась, — непредвиденные расходы. Самые дешевые таблетки от головной боли стоят не меньше 50 тенге, но брать их опасаюсь и отдаю 120 тенге за упаковку аспирина.

Подтверждается народная мудрость, что беда одна не приходит. На занятиях получаю задание, с которым без интернета не справиться, и оставляю 300 тенге в интернет-кафе. В кармане 70 тенге, которые я трачу на обед в столовой. Голова продолжает болеть, и сила воли начинает куда-то пропадать.

К ужину чувствую себя очень слабой. Доев макароны, пытаюсь позаниматься, но засыпаю с учебником в руках.

День четвертый

С утра решаю порадовать желудок и трачу все суточные деньги на плотный завтрак и фрукты. Болезнь отступает, и я вновь чувствую себя нормальным человеком. Но ненадолго, после занятий организм требует продолжения банкета — не поддаюсь! Денег на сегодня уже нет, а тут выясняется, что необходимо посетить библиотеку. Хочешь, не хочешь, а придется брать из отложенных на завтра. К ужину моя сила воли ослабла окончательно, и я потратила все «завтрашние» деньги на булочки и йогурт.

Стыдя себя, вывожу второе правило студента — готовясь к поступлению в институт, нужно поработать над силой воли. Если она слабая, то уже на четвертый день после стипендии можно остаться без денег.

День пятый

Утром пытаюсь не думать о еде. Но по дороге в университет мысли как будто специально выбирают самые аппетитные воспоминания моей жизни. Обращаю внимание, что в городе, оказывается, очень много продовольственных и кондитерских магазинов. А каждый третий прохожий на улице что-то жует. Нервы на пределе. Друзья весело обсуждают вчерашний поход в клуб. Это вызывает раздражение, и неожиданно для себя срываюсь на них. Ближе к вечеру чувствую абсолютную пассивность к происходящему вокруг. Опять нужно что-то ксерокопировать. А тут еще предложили скинуться на подарок любимому преподавателю. Все. Сил жить на одну стипендию больше не осталось. Я сдаюсь.

PS. Вечером, к удовольствию мамы и желудка (которому я поклялась больше так не делать), поглощая обильный ужин, решаю, что эксперимент все-таки удался. И его итог — прожить в чужом городе без финансовой подпитки со стороны студенту невозможно. И как эксперт в этом вопросе, могу с уверенностью заявить, что либо вывелась порода «бедных» студентов, обходящихся без еды, либо все они имеют дополнительный заработок.

Лично мне голодать надоело — решаю: надо идти и искать работу для студента!

Обсудив финансовую сторону со своими сокурсницами, я узнала некоторые подробности «общажной жизни»

Настя, 2-й курс:

— В комнате нас четверо, после того как мы получаем стипендию, собираем по 1000 тенге на непродовольственные нужды и по пять тысяч — на месячное питание. Вместе закупаем продукты, и если у кого-то из нас денег не хватает, стараемся друг другу помогать. Жить в общежитии очень тяжело, денег хватает только на необходимые затраты, но ко всему привыкаешь. Вдали от дома у каждого бывают трудные времена, а мы в общежитии уже как одна большая семья!

Лена, 4-й курс:

— В канун праздников родители присылают продукты. И здесь самое главное — все надежно спрятать и никому не проговориться. А на праздник мы тайком накрываем стол, собираемся «узким кругом» и запираем наглухо дверь. Но обязательно кто-нибудь зайдет за солью, карандашом или лекциями. И обязательно решит, что нас мало, чтобы справиться с таким обильным столом. Но мы не в обиде, ведь когда у кого-то из соседей праздник, мы тоже идем к ним за «солью».

Малик, 3-й курс:

— В основном кушать мы ходим к подругам по общежитию, у них всегда есть что-нибудь вкусное. Иногда мы просто закупаем продукты и относим к девочкам, они готовят, и мы едим все вместе. Так удобней и нам, и им. Стипендия у студентов не позволяет кушать в столовой или кафе, мы на всем стараемся экономить. Конечно, нам помогают родители, но бывают случаи, когда они не могут высылать деньги, и студенту приходится бросать учебу, и либо ехать домой, либо оставаться здесь на заработки. На 15 тысяч тенге очень сложно прожить.

Алена Ван-Шу-Ли, «Комсомольская Правда — Казахстан»