Необходимость введения карантина изменила многое в нашей жизни. Удаленка стала нормой не только для офисных работников, но и для врачей. Сегодня никто уже не удивляется тому, что медуслуги, как и образование, можно получать дистанционно. Не говоря уже о том, что вполне привычными стали понятия – рецепт или больничный в электронном формате. Необходимость внедрения цифровых технологий в здравоохранении стала ощущаться острее. Речь идет не о каких-то суперновинках и продвинутых технологиях, как, например, роботы-медсестры, а о, казалось бы, элементарных вещах.
– Самый пресловутый простой вопрос пациента: почему при походе к врачу необходимо носить с собой кипы документов и обследований? А если, не дай бог, внезапно попадаешь в больницу? Благодаря стандартизации, которую мы сейчас проводим, эта бумажная волокита сокращается. Есть утвержденные соответствующим приказом медицинские формы: история болезни, амбулаторная карта и другие справки о здоровье, которые при необходимости выдаются. Путем внесения изменений в приказ мы сокращаем эти формы, выводим их из бумажного оборота и переводим в электронный формат, – рассказывает Бейбут Есенбаев.
По словам спикера, с некоторого времени информацию о здоровье пациентов начали хранить в специальных информационных системах.
– Кстати, на почерк врачей пациенты часто жалуются. При вводе же информации врачами в информационные системы каждое слово и каждая цифра стандартизируются и копируются по специальным международным кодам, что позволяет проводить глубокую аналитику данных, – поясняет спикер.
По информации Бейбута Есенбаева, в данный момент 80 процентов госуслуг в сфере медицины уже оказываются в электронном формате. Большая часть из них предназначена для юридических лиц, начиная от получения лицензии на медицинскую деятельность и так далее.
– Но мы не забываем и о таких простых госуслугах, как запись на прием к врачу, выдача справок из нарко-, псих- и туборганизаций. Всё это намного удобнее получить в электронном формате. И предъявить при необходимости. Мы проводим работу, чтобы в дальнейшем просто из информационных систем, с согласия гражданина, эти данные предоставлялись, а сам человек даже не вытаскивал справки, – объясняет представитель ведомства.
По информации спикера, большое внимание уделяется вопросу сохранения конфиденциальности медицинских данных.
— Утечки информации о диагнозе, которая охраняется врачебной тайной, не должно быть, – считают в ведомстве.
– По закону никто, кроме лечащего врача, не должен знать, чем болеет тот или иной человек. Для этого мы в рамках законодательства проводим совместно с государственно-технической службой Комитета национальной безопасности мероприятия. Это очень важно, чтобы в случае какой-нибудь целенаправленной атаки хакеров наши системы выстояли и обеспечили необходимую безопасность, – объясняет Бейбут Есенбаев.
Ряд новшеств, по словам спикера, предусматривает новый Кодекс о здоровье народа.
– Мы вводим новое понятие – дистанционные медицинские услуги, чтобы население могло через те или иные инструменты получить консультации врача удаленно. При этом чтобы всё происходило легально, чтобы тот врач, который через специальное приложение проводит консультацию, нес такую же ответственность, которая предусматривается при очной встрече. Все назначения были подписаны электронно-цифровой подписью, чтобы и врач, и пациент были защищены в дальнейшем в случае возникновения каких-то проблем, – поясняет Бейбут Есенбаев.
Кроме того, в кодекс введено понятие касательно конфиденциальности персональных медицинских данных. До этого был в ходу лишь термин “врачебная тайна”. Спикер объяснил, что значит новое понятие.
– Имеется в виду, кто может видеть, собирать, вводить эти данные. Не все врачи могут видеть сведения о вашем здоровье. Только лечащий врач. Если вы попали в больницу, то не вся больница должна видеть эти данные. Идет четкая регламентация: кто, что должен видеть. Раньше такого не было. Сегодня же все данные уже хранятся в цифровом виде, поэтому это актуально, – говорит Бейбут Есенбаев.
АКТОБЕ