Как выбрать железного коня и не ошибиться; а также о том, что должно быть у дорожного велосипеда, и какие шины подобрать для горного, корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказал Анатолий — старший менеджер одного из магазинов спорттоваров Алматы.
— Какие виды велосипедов существуют, и чем они отличаются друг от друга?
— Для начала нужно решить, для чего именно вам нужен велосипед.
Дело в том, что в настоящее время велосипеды делятся на несколько основных видов, и каждый заточен под определенную область применения. Во-первых, рассмотрим велосипеды для города.
Одной из интересных моделей для крупного мегаполиса может стать складной велосипед. Существует немало складных «горожан» от самых простых до навороченных с дисковыми тормозами, планетарными втулками и прочими прелестями, складывающимися до размеров сумки. Такие велосипеды являются прекрасной альтернативой электросамокату. Эти достаточно универсальные модели имеют, как правило, небольшие колеса и удобны в транспортировке, например, в метро или автобусе. Они могут прекрасно подойти деловым активным людям.
Трюковые велосипеды – BMX. Их предназначение уже ясно из самого названия. Такие велосипеды, небольшие по размеру и имеющие очень прочную конструкцию, подойдут как детям, так и взрослым. На этих велосипедах выполняют различные прыжки и трюки, такие как катания по перилам, прыжки на рампе. Колеса у них не превышают в диаметре 24 дюйма. Однако полноценно и комфортно ездить на них, особенно на приличные расстояния, не получится.
Горный велосипед – (маунтинбайк, MTB) на 26 дюймовых колесах – это современная классика. Однако время не стоит на месте, и горные велосипеды слегка эволюционировали. Колеса стали диаметром 29 дюймов, рамы стали легче, а вилка обязательно амортизационная разной степени сложности и навороченности. Такие современные горные велосипеды еще называют найнерами. У самых продвинутых горных велосипедов карбоновая рама, что существенно облегчает всю конструкцию по сравнению даже с алюминиевой рамой без потери прочности. Непременным атрибутом для маунтинбайка является многоскоростная система передач. Женские модели горных велосипедов отличаются от мужских более скошенной верхней частью рамы, более широким седлом и высоким рулем для комфортного женского катания.
Фэтбайк — ответвление маунтинбайков (горных велосипедов) – это велосипед, во всем схожий с горным, но его колеса имеют очень широкий профиль по сравнению с обычным горным велосипедом. По весу сопоставим с найнерами. Идеальным для него применением многие считают поездки по песку и по слякоти в непогоду.
Тандем – экзотический вид велосипедов, рассчитанный сразу на двух человек. Существуют даже маунтинбайки-андемы. Об их проходимости говорить сложно. Я лично не видел, чтобы кто-то на тандемном горном велосипеде покорял горные тропинки. Такие велосипеды в дорожном исполнении предназначены для спокойной езды вместе с дорогим и близким человеком, будь то член семьи или подруга, друг. Да, такие тоже иногда покупают, – поясняет Анатолий.
Городской велосипед (ситибайк) – простая без излишеств модель, которая отлично подходит для прогулок и пикников, и поездок условно до ближайшего магазина. У таких велосипедов предусмотрены крепежи для корзин и багажников для размещения всего необходимого, будь то пакет с продуктами или ящичек с инструментами. Как правило, у них есть подпружиненное седло для комфортной езды. В целом очень хороший вариант для неспешных велопрогулок на ровной поверхности. Кстати, это одни из самых доступных по цене велосипедов.
Дорожные велосипеды (круизеры) – это, можно сказать, классические велосипеды для более длительной езды, чем ситибайки. Рассчитаны они на асфальтированные дороги и легкую пересеченку. Такой велосипед покажет себя неплохо и в сельской местности, и на проселочных дорогах, и на асфальтированном шоссе. Но, конечно, ни о каких активных поездках по сильно пересеченной местности и речи быть не может, если вам дороги ваши спина и поясница. Помните, велосипед может не выдержать долгой эксплуатации в не предназначенных для него условиях.
Шоссейные велосипеды – скоростной подвид дорожных велосипедов. Отличается очень легкой рамой. Отличаются низким весом, могут иметь как стальную, так и карбоновую раму, что напрямую влияет на цену. Хотите быстро гонять по дорогам – это ваш класс. Но о всяких корзинках, багажниках и полноразмерных крыльях придется забыть.
Еще хочу отметить, что практически внутри каждого класса велосипедов есть также свои подклассы, которые также могут иметь ответвления внутри своей ниши, то есть можно выбрать велосипед на все случаи жизни.
К примеру, среди класса шоссейников есть несколько подклассов, которые ориентированы на специфику применения. К примеру, модель так называемого горного–шоссейного велосипеда отличается самым низким весом в классе, что способствует более легкой езде во время затяжных подъемов на горных дорогах. Кстати, такой вариант шоссейников будет очень актуален для жителей Алматы, ведь со спецификой езды по городу «вверх» у нас знаком каждый велосипедист.
Есть модель шоссейного велосипеда для равнин – так называемый аэробайк, подвид шоссейника. Он отличается более тяжелой рамой, но может поддерживать более высокую среднюю скорость.
— Какой велосипед можете посоветовать в качестве первого?
— Ценовой диапазон, как и разнообразие моделей, очень широк. Он зависит и от качества материала, из которого изготовлена рама, и от сложности, и качества остальных компонентов велосипеда. Хорошие варианты найдутся на любой кошелек, ведь на сегодняшний день велосипед можно кастомизировать, как душе угодно. Можно собрать из горного велосипеда гибрид дорожного и горного, из дорожного сделать подобие гоночного и т.д. Но лучше, конечно, сразу брать специализированный велосипед под свои нужды. Выбирайте велосипед в первую очередь тот, который будет вам удобен, сообразно вашим целям. Отдельное внимание надо обратить на размер рамы велосипеда, ведь даже у одной и той же модели могут быть варианты размеров базы.
Отдельно скажу, что, на каком бы вы велосипеде ни передвигались, где бы ни ездили, будь то горы, равнина, бетонные джунгли мегаполисов – защитной экипировкой пренебрегать не стоит. Особенно важен велошлем. Экипировка может спасти вам жизнь, это проверено на практике множество раз, – сказал в заключение Анатолий.
И еще, выбирая велосипед, не стесняйтесь задавать вопросы консультантам, ведь они могут оградить вас от ошибки и неправильного выбора велосипеда или аксессуаров и запчастей к нему.