Как воспитать счастливого ребенка - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как воспитать счастливого ребенка

Как воспитать счастливого ребенка

Воспитывать детей надо, пока они лежат “поперек кровати” – так гласит казахская пословица и об этом упоминается в Библии. Японские ученые считают, что воспитывать ребенка нужно до трех лет, после этого возраста, мол, уже поздно.

  • 14 Июня 2013
  • 6001
Фото - Caravan.kz

Наукой уже доказано, что воспитанием детей мама (или другой близкий человек) должна заниматься начиная с первых дней рождения малыша. Именно это станет залогом и его хорошей учебы, и успешных отношений в будущем.

Об этом говорит теория ранних привязанностей, автором которой является знаменитый психоаналитик Джон Боулби.

Учеба для родителей

Сообщество психоаналитической психотерапии г. Алматы с недавних пор проводит психоаналитические пятницы. По словам организаторов, большинство казахстанцев зачастую не знают, как побороть ту или иную свою проблему в общении с другими людьми, в семье, как воспитывать собственных детей.

Одна из таких пятниц была посвящена разбору основных постулатов теории Джона Боулби.

Казалось бы, что общего между этим теоретиком психоанализа, писавшим свой труд в середине прошлого века для решения проблем бездомных детей, и нашей действительностью?

На самом деле – много. И современным мамам, стремящимся как можно быстрее после родов выйти на работу, стоит задуматься: как их отсутствие может повлиять на будущее ребенка?

Они просто не могут любить

Джон Боулби начинал свою практику с изучения поведения трудных детей в 1936 году. И уже тогда замечал, что дети, которые растут в детских домах и приютах, чаще всего не способны установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Ему также стало очевидно, что они “не могут любить”, так как, по его мнению, “в раннем детстве у них не было возможности крепко привязаться к матери”.

Удивительно, но подобные же симптомы он наблюдал и у детей, которые по каким-то причинам были разлучены с родителями. Это эмоциональное потрясение оставляло в их жизни такой след, что они уже навсегда отказывались от тесных человеческих связей.

Сигналы о помощи

В поисках ответов на все свои “почему” Боулби обратился к этологии – науке о поведении животных. И вот что выяснилось: отношения “мать и ребенок” почти полностью перенесены в наш, человеческий мир из мира животных. По мнению Боулби, первым сигналом о тревоге мог выступать плач, которым малыш показывал, что он испытывает боль, холод или голод. И родителю приходилось спешить на помощь.

Слышит, видит, улыбается…

Слушать и различать голоса, запоминать лица малыш учится с первых дней. Примерно в 3-недельном возрасте младенцы начинают улыбаться при звуке человеческого голоса. С 3 до 6 недель эти улыбки становятся более осознанными.

Интересно, что до двух лет малыш не осознает, ушла мама в соседнюю комнату или ушла насовсем, для него это “вселенское горе”!

Но уже с трех лет ребенок соображает: мама вышла в магазин за хлебом и скоро вернется!

Ребенок на подсознательном, веками выработанном уровне чувствует: утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.

Начиная с полугода и до 3 лет малыш все сильнее привязывается к матери. Когда она возвращается, он тянет ручки и проявляет радость. Когда уходит – плачет и следует за ней.

Примерно в этом возрасте дети начинают использовать мать как отправную точку для исследования окружающего мира, – цитирует Боулби президент сообщества психоаналитической психотерапии Гаухар МУСИНА. Исходя из взаимоотношений, которые уже успели сложиться к этому времени, различают три типа привязанностей”.

Дайте ему точку опоры!

Психолог, член сообщества психоаналитической психотерапии Махаббат КУАНОВА вспомнила о рекомендациях Бенджамина Спока, столь популярного некогда. Например, о советах иногда не подходить к ребенку, когда он плачет, дабы тот не приучался:

– Каждый родитель должен сам для себя решать, подходить или не подходить к ребенку. Но, по Боулби, плач означает, что ребенок нуждается в вас, просит вашей помощи… И зная, что вы подойдете к нему, если он заплачет, он выработает в себе уверенность в том, что вы всегда придете к нему на помощь…

Мама, отзовись!

Отвечая на наш вопрос, как воспитать счастливого ребенка, психолог Махаббат Куанова привела в качестве примера работу другого английского психоаналитика:

– Дональд Винникотт ввел в научный оборот термин “достаточно хорошая мать”. Что это означает? По этой теории, любые излишества в проявлении чувств, как гиперопека, так и чрезмерная холодность матери к ребенку, могут оказаться пагубными для ребенка.

Мать, отвечая на зов ребенка, будь то плач или другие сигналы, сообщает ему, что мир не такой страшный, она закладывает залог успешности и уверенности в себе.

Три типа привязанностей

Итак, “доверяющие” – с чувством защищенности: дети этого типа радостно принимают мать, когда она возвращается. Их матери быстро реагировали на плач и другие сигналы своих малышей. Они были рядом и делились своей любовью, когда малыши нуждались в утешении. Постоянная отзывчивость матери придала им веры в нее, как в своего защитника.

“Недоверчивые” – ребенок не спешит к вернувшейся маме и продолжает играть в своем углу. Эти младенцы выглядели достаточно независимыми в незнакомой ситуации. Они просто не замечали мать. Когда она покидала комнату, они не проявляли беспокойства, не искали близости с ней, когда она возвращалась. Но на самом деле они испытывают определенные эмоциональные трудности. Это отчужденность детей, которые пережили травмирующее разлучение. Их матери оказывались менее отзывчивыми и холодными. И малыши часто были неуверенными в себе. Попадая в незнакомую ситуацию, они занимали оборонительную позицию. Когда мать возвращалась после разлучения, они отказывались на нее смотреть, как бы отрицая какие-либо чувства к ней.

“Тревожные” – в незнакомой ситуации эти младенцы держались настолько близко к матери и так беспокоились по поводу ее местонахождения, что практически не занимались исследованиями. Они приходили в крайнее волнение, когда мать покидала комнату, и проявляли заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращалась. Они то тянулись к ней, то сердито отталкивали.

У себя дома эти матери, как правило, обращались со своими малышами в непоследовательной манере. Иногда они бывали ласковыми и отзывчивыми, а иногда нет. Эта непоследовательность, очевидно, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться.