Как власти скрывали шокирующие катастрофы в советском Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как власти скрывали шокирующие катастрофы в советском Казахстане

Как власти скрывали шокирующие катастрофы в советском Казахстане

Стереотип о том, что в СССР эпохи застоя жизнь была спокойной и безмятежной, совсем не соответствует действительности. За всю историю советского Казахстана по вине разгильдяйства и некомпетентности  ответственных лиц не раз случались катастрофы, уносившие десятки жизней. Но власть тогда умела скрывать самые шокирующие трагедии.

  • 5 Августа 2023
  • 19090
Фото - Caravan.kz

Редакция медиапортала Сaravan.kz изучила известные случаи.

Рай, который стал адом

В начале 50-х годов прошлого века в КазССР запустили довольно интересный проект. Было принято решение порадовать алмаатинцев и гостей города новым местом культурного отдыха. Нужно было нечто такое, чтобы туристы, посетившие Алма-Ату, смогли полюбоваться великолепными пейзажами центральноазиатской Швейцарии. Сейчас эту туристическую нишу занимают Медео, Шымбулак и Алма-Арасан, но они появились только лет 20 спустя. А тогда выбор пал на озеро Иссык, что в 55 километрах от Алма-Аты.

До 1963 года Иссык считался вторым по  красоте высокогорным озером  в СССР. Пальма первенства тогда досталась озеру Рица, что в Абхазии, но приоритет по живописности  был отдан лишь потому, что Рица находилась рядом с черноморскими курортами и там любил отдыхать Иосиф Сталин.

В 1959 году на Иссыке началось активное строительство. За считанные месяцы тут возникла гостиница с потрясающим видом из окон, выросли кафе, рестораны, лодочная станция, танцплощадка и даже парикмахерская.

Гости могли прокатиться по озеру на катере, прогуляться по удобным тропинкам, отдохнуть на террасе кафе и встретить закат на башне со смотровой площадкой.

Неудивительно, что такое место быстро обрело популярность не только у горожан, но и у высоких гостей. Тут любил отдыхать Никита Хрущев. А иногда отдохнуть от политики приезжал и вьетнамский лидер Хо Ши Мин.

Я у страны один

7 июля 1963 года отдохнуть на Иссыке захотел первый зампред Совета министров СССР Алексей Косыгин. Там он планировал встретиться с Динмухамедом Кунаевым, чтобы в неформальной обстановке обсудить некоторые вопросы.

Визит высокого гостя пришёлся на воскресенье, то есть выходной. Неделя выдалась жаркой, и сотни жителей Алма-Аты решили тоже отдохнуть у озера. Но там их ждала досадная неприятность. Чтобы простой народ не путался под ногами у Косыгина и его свиты, самые популярные места отдыха были оцеплены милицией.

Сейчас бы наверняка большинство гостей просто сели бы в машину и отправились в другие уголки окрестностей Алма-Аты, но тогда личные автомобили были не у всех, и на Иссык люди несколько часов добирались в переполненном рейсовом автобусе. Да ещё и с детьми и тяжеленными сумками со снедью. Возвращаться, не отдохнув, было бы пыткой. Поэтому приезжие решили устроить пикники в диких местах. Это и сыграло роковую роль во время трагедии. С обустроенных мест отдыха людей было бы легче эвакуировать.

Около полудня воды Иссыка будто вскипели. Позже стало ясно, что с гор спускается сель.

Устроивших пикники в необустроенных местах волна грязи с камнями накрыла моментально, не давая никаких шансов на спасение.

Тем, кто находился на пирсе и около мест отдыха, повезло чуть больше. У них были шансы спастись.

Но спасатели в этот момент занимались совсем другим. Косыгин не смог сориентироваться в ситуации и просто уставился на жуткое зрелище. Он и не пытался уйти, хотя ему было проще всего добраться до безопасного места. На окрики и дерганье за руку Косыгин просто не реагировал. В результате вместо того, чтобы организовать эвакуацию простых людей, милиция и спасатели теряли драгоценные минуты, пытаясь спасти высокого гостя.

Точное количество погибших до сих пор неизвестно. Спасатели извлекли из-под камней тела 52 человек. Еще около сотни пропали без вести. Родные вспоминали, что накануне многие говорили, что собираются отдохнуть на озере в воскресенье, но смартфонов тогда не было, и никто не мог быть уверен, что человек всё-таки поехал к Иссыку.

Виновным во всем сделали директора турбазы. Дескать, это он  разрешил отдыхающим устраивать пикники где попало.

Не печатали, значит — не было

Ни в местных, ни в республиканских, ни тем более во всесоюзных газетах про шокирующую трагедию не было ни слова почти две недели.  В Кремле элита больше была обеспокоена тем, что компартия Китая осмелилась критиковать КПСС, а народу активно  скармливали  новости из  Сирии, где «марионеточное правительство по указке Вашингтона планирует военную  агрессию против угнетённых курдов».

Только 25 июля в алма-атинской газете вышла небольшая статья «Что такое сель?». Это было нужно, потому что среди жителей Алма-Аты начинались панические настроения. Люди опасались, что следующая волна накроет уже город. Два из трёх абзацев статейки составляли переписанные своими словами строки из Большой Советской энциклопедии, посвященные селю, а в конце председатель горисполкома отчитывался, что горные ледники вокруг Алма-Аты осмотрены, соответствующие меры приняты. И городу ничего не угрожает.

О жертвах и катастрофе на Иссыке там не было не слова.

Только 21 августа на последней полосе всесоюзной газеты «Труд» появилась крошечная заметка, что сель уничтожил озеро Иссык. Про жертвы и разрушения опять же не было ни слова.

Они просто хотели увидеть море

Скрывать авиакатастрофы намного труднее. Из-за нештатных ситуаций в воздухе сильно меняется расписание авиарейсов, и не всегда это можно списать на плохую погоду, поэтому нередко достаточно взглянуть на табло вылетов, чтобы понять, что в этой воздушной гавани происходит нечто неладное. Кроме того, если катастрофа случается на аэродроме или рядом с ним, то всегда находятся тысячи свидетелей.

Крупнейшая авиакатастрофа на территории Казахстана произошла в ночь на 8 июля 1980 года  под Алма-Атой. Лайнер ТУ-154 следовал из южной столицы в крымский Симферополь. Рейс проходил в сезон отпусков. Поэтому на борту находились 156 пассажиров, в том числе 30 детей, которых родители везли отдохнуть на пляжах Чёрного моря. Но мечтам о крымском солнышке сбыться было не суждено. Самолёт рухнул через две минуты после взлёта.

Лайнер ударился о землю, но ещё трижды поднимался в воздух, пока не упал в овраг. От удара лайнер разломился, и средняя часть с крыльями опять взлетела и врезалась в горный склон. Носовая часть врезалась в жилые дома по улице Федосеевой, но, к счастью, от удара никто не погиб, только три человека получили травмы. А вот на борту не уцелел никто. Катастрофа унесла жизни 166 человек. Свидетели шепотом рассказывали, что останки пассажиров были разбросаны по городским улицам.

Тем не менее даже такую масштабную трагедию удалось умолчать.

Болтун — находка для шпиона

Запретить СМИ касаться этой темы для этого малоэффективно. У катастрофы оказалось слишком много свидетелей. Этот вопрос КГБ решил быстро. С тех, кто видел слишком много, например сотрудников аэропорта, жителей соседних домов и некоторых пассажиров, ожидающих свой рейс, взяли подписку о неразглашении. С остальными была проведена профилактическая работа. В те дни в Москве проходила Олимпиада-80, и людям внушили, будто «проклятые американцы» только и ждут, чтобы в СССР случилось нечто ужасное, а значит, надо молчать, чтобы не радовать «кровожадных империалистов». Трудно поверить, но такая риторика сработала.

Но самое главное — это дезинформация. Среди болтунов могли оказаться и диссиденты, и узники совести, и прочие противники советского строя. Специально для них была допущена «утечка» секретной информации, будто бы причиной авиакатастрофы были погодные условия. По этой  версии, причиной крушения стало внезапное атмосферное возмущение. Другими словами, по непонятным причинам резко подул сильный ветер, и самолёт накренился, а выровнять его пилоты не успели. Эта версия до сих пор считается официальной.

На самом же деле причиной трагедии стало несовершенство конструкции ТУ-154, а именно двухэтапная уборка закрылков. Это и привело к тому, что судно не справилось с порывом горного ветра. Эксплуатировать самолёт с такими особенности в капризной горной местности крайне опасно. Катастрофа рано или поздно случилась бы.

Но одно дело, когда лайнер  упал из-за капризов стихии, а совсем другое, когда «самая безопасная  авиакомпания в мире», с «самыми надёжными самолётами ХХ века», которые проектировали «лучшие авиаконструкторы человечества», допускает настолько грубую ошибку.

Меньше знаешь- крепче спишь

Вскоре наверху поняли, что совсем уж умалчивать страшные происшествия  – не лучший вариант.  Во-первых, у многих граждан появились импортные радиоприемники, которые позволяли слушать «Голос Америки» и ВВС. «Вражеские голоса» только радовались попыткам советского правительства скрыть происшествия. Дескать, мало того, что  в СССР полный бардак,  да ещё и свободы слова у них нет. Во- вторых, у погибших есть тысячи друзей и родственников, которые подобную катастрофу воспринимают как личную трагедию, а любые манипуляции  властей могут  порождать недоверие к партийной верхушке, которое в свою очередь перерастает в недоверие к социалистическому строю.

Так наверху и решили всё-таки освещать трагедии, но крайне дозированно.

В истории КазССР первым таким случаем было освещение авиакатастрофы на горе Долан 30 августа 1983 года. Тогда  в районе аэропорта Алма-Аты произошла авария пассажирского самолета ТУ-134, выполнявшего рейс по маршруту Казань — Челябинск — Алма-Ата. Эта трагедия унесла жизни 86 пассажиров и 6 членов экипажа.

Причиной катастрофы стало полнейшее разгильдяйство. Мало того, что диспетчер дал экипажу неправильный курс, так ещё и повторил его, когда пилот заподозрил неладное и потребовал уточнить. Экипаж вёл тоже вёл себя совсем не так, как требует инструкция. Когда в кабине сработала аварийная сигнализация, первый пилот приказал «вырубить ее на …, чтобы не пищала», а потом ещё вступил в перебранку со вторым пилотом, который сделал ему замечание. Дошло до того. что пилоты, как мальчишки, стали вырывать друг у друга управление судном.

Через два дня после трагедии казанская газета «Советская Татария» опубликовала короткую заметку.

«Министерство ГА СССР сообщает, что 30 августа 1983 года в районе аэропорта Алма-Ата произошла авария пассажирского самолета ТУ-134, выполнявшего рейс по маршруту Казань  -Челябинск — Алма-Ата. Пассажиры и экипаж погибли. Причины аварии расследуются специальной комиссией. Министерство гражданской авиации СССР выражает глубокое соболезнование родным и близким погибших».

Затем её перепечатали остальные СМИ Советского Союза. Больше к этой теме ни одна газета не возвращалась. Зато по старой традиции, первые полосы занимали огромные статьи, о том, что коварные вояки НАТО строят военные базы в Греции, чтобы пулять оттуда атомными бомбами по советским гражданам.

Гурьевская Хиросима

Хотя ядерная угроза тогда была намного ближе, и исходила она совсем не от НАТО.

25 июня  1985 года на Тенгизском месторождении случилась авария и из под земли вырвался огненный столб высотой в 300 метров. Пожар не могли потушить больше года. Вода и противопожарные смеси моментально испарялись, а техника плавилась, как восковая, ведь температура вокруг адского столба огня составляла 1500 градусов.

Умолчать это происшествие было проще простого. Знали о нём лишь только нефтяники и те, кому довелось бороться с огнём. Тем не менее почти все газеты СССР, от «Известий» до «Пионерской правды», регулярно публиковали статьи о пожаре на Тенгизе, с подробными подсчётами, сколько вредных газов выброшено в атмосферу, какой ущерб от этого причинен нефтяной отрасли и экономики СССР в целом и как огонь наносит непоправимый вред экологии региона. Впервые в истории Казахстана подробности неприятного события не только не умалчивались, но, наоборот, авторы статьей не скупились на шокирующие детали.

Времена были перестроечные, с гласностью, свободой слова и «новым мышлением», поэтому народ не сильно удивлялся откровениям со страниц газет, разве что это было слегка непривычно.

Но за этим информационным шумом скрывалась жуткая правда. В Москве разрабатывался план тушения пожара на нефтяной скважине путем… направленного ядерного удара.

Нетрудно представить последствия для жителей Западного Казахстана и ряда российских регионов, если бы опасная операция пошла не по плану. Даже если бы прошло и гладко, то уровень радиационного заражения Гурьевской области, Урала, Волги и  вод Каспия был бы слишком велик. Кроме того. существовала немалая вероятность, что атомный взрыв не потушит пожар на Тенгизе, а наоборот, вызовет страшнее пожары на других месторождениях.

Судя по тому, какую панику сейчас вызывает строительство АЭС в Казахстане, нетрудно догадаться, как народ  воспринял бы новость об атомном ударе по родным степям. Тем более, что через 8 месяцев после аварии на Тенгизе случился Чернобыль, и радиационное заражение перестало быть чем-то со страниц учебников по гражданской обороне.

 Но тогда людей так запугали последствиями пожара, что всем хотелось, чтобы огонь потушили, и объяснять, какой ценой это планируют сделать, необходимости не было.

К счастью, пожар удалось потушить взрывом, но без ядерной боеголовки. По крайней мере так гласит официальная версия.